Долгожданный сериал «Зулейха открывает глаза» вызвал бурю откликов – и не только у кинематографистов, но и у политиков, представителей духовенства, краеведов и других зрителей.
Своими впечатлениями с «АиФ – Казань» поделилась министр культуры Республики Татарстан Ирада Аюпова.
Учебник по истории или авторский фильм?
Ольга Любимова, «АиФ-Казань»: Ирада Хафизяновна, мнения о картине высказываются полярные. Кто-то хвалит, кто-то ругает. Какое мнение сложилось у вас?
Ирада Аюпова: Не могу сказать, что в сериале «Зулейха открывает глаза» мне нравится всё, с чем-то я бы поспорила. Но в целом сюжет фильма захватывает меня как зрителя, вызывает интерес. Я уважаю творчество Чулпан Хаматовой, мне нравится её работа в этом фильме, работа Сергея Маковецкого. У этого фильма оригинальное музыкальное оформление - на всю страну звучит прекрасная татарская песня «Ай былбылым».
Это нормально, что о фильме «Зулейха открывает глаза» идёт полемика. Значит, в обществе есть интерес к эпохе 1930-х годов, к тому, как жили в то время люди. Страшнее было бы, если бы эту картину восприняли равнодушно.
Звучат разные оценки, потому что любое художественное произведение каждый зритель воспринимает по-своему. Оно может оставлять абсолютно разные впечатления у разных людей. Ведь и «Чёрный квадрат» Малевича, произведения импрессионизма, символизма в своё время тоже вызывали большую полемику в обществе.
– Критики обращают внимание на несоответствия: тюбетейка на муже Зулейхи не казанских татар, а пермских. Краеведы считают, что в 30-е годы прошлого века на улицах Казани не было столько грязи. Обоснована ли эта критика?
– Попытки искать, насколько документально выверены все детали фильма, не совсем правильны в отношении творчества. Мы все прекрасно понимаем, что это не документальный фильм, а сериал, поставленный по художественному произведению. Использовать художественное произведение как учебник по истории или этнографии некорректно.
Уйти от черно-белых красок
– Представители одной из политических партий страны назвали этот фильм пасквилем на советское прошлое. Даже звучат призывы прекратить показ сериала.
– Я считаю, что такая позиция губительна для развития профессионального искусства. Любое художественное произведение, творчество всегда субъективно. В Конституции РФ закреплено недопущение цензуры. То есть художник имеет право на свободу творчества. Поэтому, на мой взгляд, оценивать однозначно художественное произведение нельзя, тем более давать ему политические оценки. Я считаю, каждый, посмотрев фильм, имеет право сделать свои выводы.
На мой взгляд, нельзя высказываться однозначно – только в чёрных или белых красках - не только о художественном произведении, но и любом историческом событии.
Когда я возглавляла Госкомитет РТ по архивному делу, мне приходилось работать с оригиналами документов той эпохи, о которой рассказывают книга Гузель Яхиной и поставленный по ней фильм. Документы и художественные образы – это разные вещи, но я заметила, что и в документальных материалах одни и те же исторические события их участники оценивают по-разному.
Например, в Госархиве РТ хранятся письма мальчика, родители которого были репрессированы в 1938 г. и он вырос у дяди, потом переехал в Казань, учился в вечерней школе, днем работал. Когда началась Великая Отечественная война, этот юноша ушёл на фронт и писал матери: «Мы не дадим врагу захватить нашу Родину. Родина – это всё, что у нас есть». Его письма пропитаны патриотизмом. То есть этого мальчика не сломили испытания, выпавшие на его долю. Он остался верен своей Отчизне.
– Член Общественной палаты РФ, муфтий ДУМ РФ России Альбир Крганов написал, что получил массу негативных сообщений и отзывов по содержанию сериала, в котором сняли откровенную сцену в мечети, а также озвучиваются фамилии и имена уважаемых и известных муфтиев современной России в качестве политзаключенных. Можно ли, на ваш взгляд, считать это оскорблением чувств мусульман?
– В фильме показана конкретная мечеть в селе Маскара в Кукморском районе Татарстана. Но, как уже объяснил муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, неприличная сцена, призванная нам напомнить о чудовищной политике воинствующего безбожия в недавней истории нашей страны, была сделана в съемочном павильоне и затем добавлена в картину с помощью монтажа. То есть помещение мечети осквернено не было.
Не думаю, что режиссёр хотел кого-то унизить, включив перечисление имен известных духовных лидеров в сцену, когда высылаемых сажают в эшелон. Опять-таки из архивов я знаю, что в Сибирь, в Казахстан в то время массово отправляли имамов, а также священнослужителей других конфессий не только из Татарии, но из Пермского края, Башкирии. Государство строилось по принципу атеизма. И в 1930-е годы эта политика набирала обороты. Это элемент символизма. Думаю, этой сценой, авторы фильма хотели подчеркнуть, что в ссылку отправляли не только кулаков, но и хранителей духовных корней. Я в этой сцене увидела отсыл к трагической странице нашей истории.
– Допустимы ли, на ваш взгляд, упреки в адрес Чулпан Хаматовой по поводу «осквернения нашей истории» - как она сама писала в соцсетях?
– Чем люди, позволяющие себе сегодня неуважительные, оскорбительные, пропитанные ненавистью комментарии в адрес актрисы, отличаются от тех, кто писал доносы в 1930-е годы на своих соседей, коллег? Думаю, и у тех, и у других мотивы одни и те же: нежелание понять позицию другого человека, зависть, жестокость, другие низкие чувства. Обычно мы находим массу аргументов, чтобы оправдать себя. Почему мы не хотим точно так же действовать и в отношении других? Ведь стремление понять другого человека лежит в основе любого цивилизованного, гуманного общества.
К тому же Чулпан Хаматова – исполнитель, она транслятор роли. Если кому-то не нравится её героиня, это не значит, что можно позволять себе неуважительные оценки в адрес актрисы. Повторюсь, если произведение сегодня вызывает такие дискуссии, значит, тема событий, связанных с раскулачиванием, до сих пор злободневна для нашей страны.
Никогда не сдаваться
– «Выживешь, только если будешь помогать другим», - так определила месседж фильма Чулпан Хаматова. А на ваш взгляд, какую идею он несет?
– Картина не даёт оценок, она о том, насколько уязвима судьба человека перед объективными обстоятельствами. Вся история человечества построена на том, что любые политические, исторические события либо дают нам возможность для того, чтобы двигаться дальше, либо уничтожают человека как личность.
В моем восприятии фильм как раз о том, насколько стоек может быть человек перед внешними не зависящими от него обстоятельствами жизни. Судьба простой крестьянской женщины кардинально меняется - в силу объективных обстоятельств, исторических событий. Она с этим ничего не может сделать. Но может выстоять, не сломаться, в любых обстоятельствах остаться человеком. Сохранить право на любовь, право на жизнь, право на мнение, право на честность в любых условиях. Любой кризис, как и период самоизоляции, который переживает сейчас весь мир (это тоже объективные обстоятельства), даёт возможности для развития. Человек может сломаться, а может вырасти.
Если посмотрев этот сериал, зритель еще раз задумается о времени, в которое жила Зулейха, и сделает вывод, что никогда нельзя сдаваться и надо всё равно идти вперёд, оставаясь самим собой, это будет просто отлично.
Справка
8-серийный сериал снят по роману уроженки Казани Гузель Яхиной, вышедшему в 2015 году. Книга «Зулейха открывает глаза» мгновенно стала бестселлером, она переведена на 30 языков. Роман получил литературные премии «Большая книга», «Ясная поляна» и другие награды. Съемки фильма начались в 2018 году. Они проходили в Татарстане – Казани и Лаишевском районе, а также Москве и Пермском крае. Часть сериала снимали в центре Казани: на улице Кремлевской, у стен Спасской башни Кремля. Многие жители участвовали как актёры в массовых сценах. А для съемок посёлка Семрук, построенного высланными в Сибирь «кулаками», установили декорации на берегу Камского моря в Лаишевском районе Татарстана.