В старинном особняке Казанского музея изобразительных искусств на три месяца поселилась…Богородица. Речь идёт об уникальной иконе «Всеблаженная» (Паммакариста) из собрания Национального музея Республики Татарстан. Как минимум три поколения россиян не видели её никогда.
В канун закладки памятного камня на месте возрождаемого Казанского собора в Богородицком монастыре в Казани открылся масштабный научно-выставочный проект «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь». Впервые на едином пространстве представлено более 200 святых ликов. Это необыкновенное ощущение: куда бы ни пошёл, с любой точки на тебя смотрит Богородица.
Потерянная икона
История Паммакаристы драматична. Долгое время считалось, что икона утрачена, пока неожиданно один из исследователей не обнаружил её в музейных фондах в конце 1989 года. Впервые за долгие годы Паммакариста наконец-то явлена на божий свет.
«Доподлинно известно, что икона Божией Матери Паммакариста создана в последней четверти XVI века, - рассказывает Анатолий Елдашев, председатель городского общества краеведов. - В 1905 году её подарил Казани Святейший патриарх Константинопольский Иоаким III в знак благословения и утешения после кражи чудотворной Казанской иконы Божией Матери годом ранее. В короткое время реликвия стала одним из самых почитаемых образов в России. Перед иконой молились о защите от бед и несчастий, об утешении в скорбях, о мире и счастье в семье. Паммакариста прославилась многочисленными чудотворениями. Находилась она в Казанском Богородицком монастыре вплоть до его закрытия, потом - в соборе Петра и Павла, а после его закрытия след чудотворного образа потерялся. Говорили, икона окончательно утрачена, о её судьбе ничего не было известно почти 90 лет. Это самая древняя из всех почитаемых икон в Казани.
Не исключаю, что это список с явленной в 1579 году иконы. Если же говорить об образе Богоматери в церкви Ярославских чудотворцев на Арском некрополе, то он датируется 40-ми годами XVIII века, а «Ватиканский» образ (иначе - Ново-Казанский), который был передан понтификом Иоанном-Павлом II в 2005 году, написан в середине XVIII века. Предполагаю, что все эти годы музей был прекрасно осведомлён, каким сокровищем обладает. По каким-то мотивам он продолжает скрывать икону от мира православного».
Вернут ли икону?
Будет ли возвращён древнейший образ в лоно Православной церкви, особенно после того, как возродится Казанский собор Богородицкого монастыря? Подобные вопросы решаются на федеральном уровне.
Законные хранители иконы сохраняют нейтралитет. По словам Светланы Измайловой, зам. гендиректора Национального музея РТ, держать Паммакаристу в обычном зале небезопасно. По мнению профессионала, для такого раритета обстановка в храме, живущем обычным своим ритмом, где нет особых климатических условий, контроля за ними, может оказаться губительной.
Словом, речи об очередной передаче ценностей из музейных фондов в РПЦ пока не идёт. Однако отметим тональность выступления митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, который на церемонии открытия сказал: «Настало время собирать! Целый век мы разбрасывали камни, рушили свой народ, культуру, историю и Веру. Оглянулись - дальше разбрасывать нечего. Воссоздание собора - это общероссийская задача. Мы должны возродить Дом Казанской иконы Божией Матери. Казанская - главный образ, связанный с историей нашего Отечества. Огромное количество людей прибывает в Казань, чтобы прикоснуться к образу Казанской Богоматери».
Выставка - итог сотворчества Государственного музея изобразительных искусств РТ, Национального музея РТ, отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н. И. Лобачевского, музеев КФУ, Национального архива РТ и частных собраний. Вернее сказать - всего одного казанского коллекционера.
В богатейшем собрании Валерия Сорокина сосредоточены исключительно образы Казанской чудотворной. В том числе широко представлена Казанская иконописная школа. Она существовала при Казанском Богородицком девичьем монастыре в 1867-1928 годы, славилась как крупный центр иконописи на всю империю. В течение 60 лет здесь творили 100 монахинь-иконописцев.
Валерий Сорокин на личные средства намерен издать двухтомный каталог выставки, заведомо обречённый стать раритетом. Каталог презентуют на Международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богоматери в судьбах России и мировой цивилизации», которая пройдёт в столице Татарстана 19-20 июля.
Кроме редчайших икон, фотографий рубежа XIX-XX веков, церковной утвари, дивной красоты риз и окладов посетителям предстоит знакомство с уникальными архивными документами. Они напрямую связаны с историей создания и жизни монастыря: от планов и чертежей с начала его проектирования, строительства и до трагического момента уничтожения Дома Казанской иконы Божией Матери. Соавтор проекта - исследователь Сергей Саначин. Проведя более полугода в архивах трёх столиц, он воссоздал в документах и чертежах историю создания Казанского собора.