Владимир Анисимов - представитель редкой профессии, которую в старину называли шпрехшталмейстер, а сейчас именуют проще — инспекторами манежа.
В старом цирке шпрехшталмейстер был владельцем труппы: набирал артистов, собирал программу представления и следил за тем, чтобы каждый исполнитель качественно отработал номера.
В современном цирке инспектор манежа занимает не менее важное место. Он приветствует зрителей, объявляет номера программы, организует ее, приглашает на арену униформистов (рабочих сцены), руководит установкой оборудования, следит за безопасностью артистов, рассчитывает их рабочее время и решает другие административные задачи.
Как десантник начал дрессировать кошек
66-летний инспектор, больше похожий на военнослужащего, чем на ведущего программы, приходит на место службы к 9.00-10.00. Одну из стен его небольшого кабинета занимает стеклянный шкаф с книгами о цирке, автором нескольких из которых является он сам. На подоконнике растут зеленый лук и земляника. Рабочий стол заполнен кипами бумаг.
День инспектора начинается с бумажной работы: нужно заполнить табели, разобраться с расчетными книжками артистов.
«До армии я работал слесарем на заводе, - говорит артист, не отрываясь от бумажных дел. – И не думал, что судьба свяжет меня с представлениями».
Владимир Анисимов влюбился в цирк с первого взгляда во время военной службы в Витебске (Белоруссия) в 1966-1969 года.
«В цирк часто приглашали солдат, для того чтобы что-то разгрузить или помочь, - продолжает рассказ инспектор, продолжая заполнять документы. – Однажды и мы с сослуживцем отправились на такое задание. Я наблюдал за закулисной жизнью в цирке и мне понравилось. После армии я вернулся в Казань и как по велению судьбы, эта же программа приехала в наш город выступать. Вот тогда и решил попробовать себя в деле».
Сначала молодого парнишку взяли ассистентом на иллюзионный аттракцион. Через некоторое время он захотел работать самостоятельно.
«В то время, попасть в цирк было трудно. Тогда я подумал, а что если заняться дрессировкой? – рассказывает Владимир Анисимов. – Тигров, конечно, мне никто не доверил бы, и я их не прокормлю, а вот с кошками тогда еще мало кто выступал».
Дрессировщик собирал кошек буквально на улице. «Первую кошку – Дашу я привез из Астрахани. Пошли мы как-то в кинотеатр на открытом воздухе. После фильма выходим на улицу: свежо, красиво, закат. Идем по улице, а на мусорной куче в лучах солнца светится рыжий котенок. Я забрал животное, начал учить, - вспоминает артист. - И когда Даша сделала несколько трюков, то поверил, что смогу дрессировать и других». Так, Владимир набрал 50 пушистых артисток, учил их трюкам ровно год, и впервые выступил с ними в Пензе.
«Мои питомцы не разбежались и выполнили программу, - с улыбкой говорит Анисимов. - На следующий день директор попросил расклеить афиши по городу «Цирк: дрессированные кошки», а еще через день пришел журналист брать у меня интервью».
Первый на манеже
Каждый цирковой номер отрабатывается артистом не меньше года. «Чтобы научить кошку прыгать с тумбы на тумбу или крутить мяч, нужно придумать способ, при котором она это захочет сделать, – говорит мастер. – Однажды во времена советского дефицита в Красноярске маленькая девочка спросила меня, как дрессировать кота. Я ей объяснил, что нужно сначала кусочек мяса поставить на один стул, потом на другой и все время увеличивать расстояние между ними. Тогда ребенок спросил: «а что делать, если мяса нет?» Тогда я посоветовал ей брать кильку».
Через некоторое время дрессировщик сменял профессию и отучился на инспектора манежа. Он выступал в Японии, Германии, Мексике, Голландии, США, Канаде и во многих городах России.
Закончив с составлением графиков репетиций к полудню, Владимир Анисимов отправляется на манеж, где наблюдает, как артисты отрабатывают номер с тиграми, а затем воздушные гимнасты выполняют трюки под куполом. Его задача, обеспечить безопасность артистов. Так же внимательно он будет следить за циркачами и во время представления. «Однажды пришлось «отвоевывать» дрессировщика из лап хищника, - вспоминает он. – Он напал на него прямо во время представления, зрители были в шоке».
Один из артистов просит дать совет по номеру. Дело в том, что Владимир часто сам режиссирует и придумывает программы. «Это то, что мне больше всего нравится в работе – придумывать. Я участвую в разработке новых номеров, во время представления объявляю артистов и придумываю для этого разные четверостишья», - говорит Владимир Анисимов.
О популярности цирка
По словам инспектора, сегодня российский цирк не так популярен, как это было в советские времена. «Раньше единственным развлечением для горожан были цирк и театр. Если приезжала Алла Пугачева, то это было большое событие, она целую неделю выступала во Дворце спорта. А теперь, - вздыхает инспектор, – пройдись вдоль любого забора, почитай афиши. За день по сто мероприятий».
В советское время цирк был оригинальным искусством. Но со временем некоторые цирковые жанры умирают или становятся редкими. «Сейчас трюки соединяются с художественными образами, с идеей, а раньше артист работал без образа, - объясняет Владимир, встречая униформистов (рабочих сцены). – Сейчас пропадают номера с лошадьми, иллюзионные номера».
Владимир проверяет натяжение сетки для выступления гимнастов, прочность ограждения, за которым на арене работают дрессированные хищники. Садится на бортик цирковой арены лицом к манежу. «Нельзя спиной сидеть к сцене, - улыбается он. – Это неуважение к месту, где ты работаешь».
А еще циркачи не грызут семечки и не свистят – боятся, что зрителей не будет.
«Нельзя проходить перед артистом, пересекая ему путь, когда он готовится к выступлению, стоит перед выходом на манеж. Не к добру», - добавляет инспектор.
Владимир распределяет гримерные комнаты, помещения для животных, следит за чистотой манежа и пожарной безопасностью.
Не позже чем за час до начала представления, он вывешивает список номеров, где указано, кто за кем будет выходить на сцену.
Затем идет в гримерную и готовится к встрече со зрителями. «Когда зрители нам аплодируют, это радость, - говорит он, одевая цветастый костюм. – Когда дочь была в первом классе, учительница спросила детей, кем работают их родители. Маша сказала «в цирке» и все сказали: «Крррруто!» Она и сама стала дрессировщицей, как я».