aif.ru counter
455

Один в поле воин: как агропарк стал успешным проектом

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ-Татарстан 18/04/2018
Торговые залы занимают лишь пятую часть агропарка.
Торговые залы занимают лишь пятую часть агропарка. © / Агропромпарк «Казань»

Развитие малого и среднего предпринимательства – одно из приоритетных направлений в Татарстане. Для помощи сельхозпроизводителям в Казани в 2013 году открыли одноименный агропромышленный парк. Как комплекс доказал своё право на жизнь и каких результатов достиг?

Под флагом агропарка: совместить несовместимое

Сегодня в России реализуется целая программа по созданию агропромышленных парков. Но новатором в этом вопросе был Татарстан. Правительством РФ и РТ на строительство пилотного агропромышленного проекта было выделено 2,4 млрд рублей. Именно в Казани впервые в нашей стране создали мегапроект, где сосредоточили различные этапы технологической цепочки: хранение, переработку, производство, реализацию сельскохозяйственной продукции, и всё это под одной крышей.

В двух словах описать многофункциональный комплекс можно так - современный и удобный: просторные, отлично оборудованные склады и производственные помещения, торговые залы, отвечающие европейским стандартам комфорта. На территории есть гостиница, кафе, офис-центр, вместительная парковка для автомобилей. Татарстан всегда славился сельскохозяйственными ярмарками, поэтому в целях расширения рынка сбыта местной продукции в агропарке появилась самая большая в республике ярмарочная площадь.

Миссия комплекса - создание для сельхозпроизводителей благоприятных условий для ведения бизнеса в области сельского хозяйства. Сегодня в агропромпарке «Казань» организовано более 1200 рабочих мест, предпринимательскую деятельность осуществляет 281 резидент, их совместный товарооборот достигает 1,5 млрд рублей. Все основные функциональные зоны комплекса задействованы на 100%.

Первая пятилетка пройдена

Об итогах первой пятилетки и планах на будущее мы поговорили с генеральным директором агропромпарка «Казань» Олегом Власовым.

- Олег Геннадьевич, в первые годы существования комплекса СМИ давали немало скептических прогнозов по поводу финансовой успешности агропромпарка, но уже с 2015 года он стал прибыльным.

Фото: Агропромпарк «Казань»

- Любой подобный проект должен быть самодостаточным, со дня открытия мы к этому стремились и уже к трёхлетию достигли. Первые несколько лет, когда комплекс проходил этап становления, каждый рубль давался особенно сложно. Пришлось максимально оптимизировать затраты на обслуживание зданий, усовершенствовать внутренние технологические процессы. Произвели и оптимизацию кадрового состава, например, создавали собственные службы там, где раньше работы выводили на аутсорсинг.

В результате прибыль комплекса по итогам 2017 года по сравнению с 2015 годом увеличилась практически в четыре раза. Причём мы зарабатывали всегда не за счёт сельхозпроизводителя, а искали новые направления, запускали собственные производства - хлебобулочное и кондитерское, цех по овощепереработке, пункты общественного питания. Со временем эти подразделения стали мощным звеном в финансовой составляющей предприятия. Однако ещё в самом начале президент РТ Рустам Минниханов подчёркивал, что прибыль не должна стать для нас самоцелью. Наша главная задача – помочь сельхозпроизводителю, а не залезать к нему в карман через высокие ставки аренды.

Дорогу осилит идущий

- Сегодня в агропромпарке работают фермеры почти из 30 районов Татарстана, есть и федеральные игроки. Какие условия агропромышленный парк создаёт для сельхозпроизводителей?

- Их привлекают технические возможности комплекса, а также продуманная маркетинговая политика, которая предусматривает множество преференций для участников. Например, арендные каникулы при организации собственного перерабатывающего производства, скидки до 50% на аренду торговых площадей, места с наибольшим покупательским трафиком. А для тех, кто не готов заниматься ежедневной торговлей, предусмотрены однодневные торговые места всего за 300 – 500 рублей в день. В результате в 2017 году льготами воспользовались более 30 республиканских сельхозпроизводителей. Фактически же агропромышленный парк дотировал их из собственной прибыли.

- Одна из целей агропромпарков в России и за рубежом – снижение цен на сельхозпродукцию за счёт сокращения цепочки посредников между производителем и покупателем. Получается ли это сделать?

- На этапе становления мы были рады любому арендатору. Площади в комплексе огромные, а действующих фермеров в Татарстане, которым было бы выгодно и удобно доставлять продукт к нам, было немного. В результате на том этапе в наших торговых залах оказалось множество посредников. При этом в минусе оставались главные участники рынка – производитель и покупатель. К тому же мы стали замечать случаи ценового сговора между арендаторами. Эти проблемы нужно было срочно решать, так как девиз комплекса –«От поля до прилавка, от производителя к покупателю». Необходимо было сохранить и приумножить именно тех, кто своими руками выращивает продукт. Покупатель от этого выигрывает - и в качестве, и в ассортименте, и в цене.

Фото: Агропромпарк «Казань»

Поэтому с удвоенной энергией стали работать над привлечением реальных сельхозпроизводителей.

Отдельная работа велась с резидентами по ценовой политике. Мы сравнивали цены в наших залах с ценами торговых предприятий города, а затем собирались с арендаторами и обсуждали возможность снижения цен. Какую цену установить на продукт, решает сам сельхозпроизводитель, и иногда удивлялись, что при весьма невысокой арендной плате (всего 2-3% от общей выручки резидента) цена на товар может быть очень значительной. Поэтому иногда приходилось идти на хитрость, например, организовывать свою торговую точку и в интересах покупателей демпинговать, сбивая необоснованно завышенные цены.

Все эти меры, как показало время, себя оправдали. Мы пригласили к сотрудничеству крупные агрохолдинги, которые внесли свой значительный вклад в ценообразование на площадке. Так, у нас появились «Вамин», Зеленодольский молочный комбинат, «Агросила», «Майский».

Сегодня истинные сельхозпроизводители отмечены в торговых залах знаком «Произведено в Татарстане со 100-процентным качеством». Теперь покупатель может легко сориентироваться, где посредник, а где производитель. На каждом торговом месте есть табличка с названием хозяйства, номером телефона руководителя, так что, если возникли вопросы, покупатель может получить ответ на месте. Кроме того, в зале всегда находится ответственный администратор.

К сожалению, не все работающие в республике фермеры представлены в нашем комплексе - многое определяют удалённость территорий и возникающие в силу этого логистические затраты. Да и время на торговлю найти сложно. Кроме того, они могут быть гуру в производстве продукции, но не всегда – в ее продаже, не каждый может создать ажиотаж около своего прилавка, как, к примеру, известный в Татарстане фермер Мурат Сиразин.

Поэтому мы организовали новое направление – розничный магазин «Фермерский дворик». Идя навстречу сельхозпроизводителю, самостоятельно закупаем и реализуем продукцию фермерских хозяйств, а затем продаем в магазине с минимальной наценкой, и от этого шага выигрывает не только сельхозпроизводитель, но и покупатель.

К сожалению, некоторые казанцы воспринимают агропарк только как торговую площадку, но это лишь 1/5 часть от всех его площадей и потенциала. Приоритет составляет производственная деятельность, под которую отведено 7 тысяч квадратных метров.

Фото: Агропромпарк «Казань»

Поставили производство на рельсы

- Предложений по аренде площадей для пищевых производств в Казани немного, но все же конкуренция есть. Как привлекаете резидентов?

- С организацией производств тоже было непросто. Кому-то из предпринимателей площадь не подходила, кто-то в своих возможностях был не уверен, а в каких-то проектах мы не видели состоятельности и перспективы. Но в результате обсуждений приходили к какому-то общему решению. Наша задача – не заманить в комплекс любым путём. Мы заинтересованы, чтобы проект состоялся, поэтому вместе с производителем продумываем все нюансы, каждая идея обсуждается индивидуально. Например, пришла ко мне фермер, хозяйство которой входит в семёрку лучших в Татарстане. Она задумала производство по изготовлению домашних обедов и реализацию их в городе. Идея была интересной, и не всё сначала шло гладко, а сейчас это успешное предприятие. И вот так в индивидуальном режиме работаем практически с каждым, будь то компания с именем или предприятие, только вступающее на рынок.

Но мало занять свою нишу, нужно постоянно соответствовать изменению конъюнктуры. К примеру, фермерское хозяйство «Рамаевское» и компания «Добропек», решив увеличить мощность производства, запросили для себя новые площади и технические условия.

- Для многих агропромпарк стал площадкой для производственного дебюта. Каковы результаты в цифрах?

- В 2017 году количество производств по сравнению с предыдущим годом увеличилось вдвое. Работают 18 перерабатывающих участков, которые производят более 7000 т готовой продукции в год ассортиментом свыше 800 наименований, создано более 300 рабочих мест. Если понимать, что основу этих производств составляет мелкоштучная продукция, то это достойный результат. 

Как агропарк сломал форматы

- Одно из новых направлений в агропромпарке - формат открытых производств. На глазах покупателя на площадке варят сыры, лепят пельмени и манты, выдавливают живое масло, готовят рыбу. Какое будущее у этого направления?

- Такой формат сегодня крайне необходим покупателю, он предполагает некое соучастие, открытость технологических процессов, он вызывает доверие. В результате товар становится более востребованным. Одно из первых таких производств – «живое масло», когда на глазах посетителей под прессом производится масло холодного отжима из кунжута, миндаля и т. д.

Когда у одного из фермеров стали появляться избытки разливного молока, можно было этого и не заметить - «не наши проблемы», но мы стали думать, как помочь. И тут очень кстати у нас в руках оказалось предложение по открытию сыродельной мастерской, где предусматривается переработка свежего молока. Теперь ежедневно более чем 600 литров молока направляется на изготовление сыров различных сортов. Вот хороший пример глубокой переработки сырья и удачной кооперации.

- В сырной лавке действительно глаза разбегаются: мягкие, твёрдые и полутвёрдые сыры; солёные, волокнистые, сливочные, подкопчённые, для жарки,качотта, кесо фреске, халуми, чечил… 

- И обратите внимание, всё - по приемлемым ценам, а реализуются сыры не только в торговом зале, в ресторанах и магазинах города. Этот формат будет развиваться, сегодня уже четыре таких производства, но их будет больше.

Фото: Агропромпарк «Казань»

Заглянуть в закрома

- Агропарк располагает хорошими условиями хранения - есть не только сухие склады, но и морозильные камеры с разным температурным режимом.

- Инфраструктура складских помещений действительно очень развита. В комплексе они занимают 4000 квадратных метров. Есть холодильники, которые предназначены только для охлажденных продуктов, имеются и камеры с режимом до -18 °С, где длительный период хранятся замороженные товары. Для удобства резидентов установлены монорельсы для загрузки и выгрузки мяса крупного рогатого скота и свинины в полутушах. Комплекс располагает не только складами и холодильными камерами большой площади, но и теми, что позволяют хранить небольшие объёмы продукции.

Все помещения оборудованы современной климатической системой, которая даёт возможность сохранять свежесть продуктов долгое время. Комплекс также имеет удобные подъездные пути, и даже доки трансформируются под любой вид автотранспорта. В этой функциональной зоне расположен ещё и цех по мойке, калибровке и фасовке овощей. На двух линиях расфасовывается свыше 10 тонн овощей в сутки. Из урожая 2017 года уже переработано более 1100 тонн различных овощей.

Фото: Агропромпарк «Казань»

Фундамент доверия строили пять лет

- Под одной крышей реализуют больше 20 тыс. наименований продукции. Такого выбора в РТ, пожалуй, не найдёшь нигде.

- Да, и это одна из причин, по которой покупатели возвращаются к нам вновь и вновь. Но важно также, что агропромпарк - это комплекс, созданный по европейским стандартам. Это касается не только организации внутренних технологических процессов, продуманности производств или разнообразия функциональных помещений. Речь и об атмосфере торговых залов. Просторные помещения с современными системами вентиляции и кондиционирования, стильные интерьерные детали, фоновая музыка – эти детали формируют атмосферу, настроение. 

А чтобы держать качество продукции в жёстких рамках, при комплексе создали современную ветеринарно-санитарную лабораторию. Только за 2017 год силами этого звена было проведено 133 тысячи исследований качества, выявлено и не допущено к реализации свыше 16 тонн некачественного товара. Реализован многоступенчатый контроль поступающей на прилавки продукции, действует свод правил для резидентов по соблюдению санитарно-гигиенических требований. Так что здесь не встретишь мясника, который берёт продукт без перчаток, или продавца, работающего без головного убора или корпоративной униформы и уж тем более без медкнижки. Фундамент доверия выстраивали все пять лет – для нас важен каждый покупатель!

- Не упала ли посещаемость комплекса? Ведь даже многие крупные центры сегодня на это жалуются. 

- Мы видим только рост посещаемости. Ежемесячно в комплекс приходит до 360 тысяч человек, а в год это более 3,6 млн человек. Для нас очень ценно, что они выбрали наше предприятие среди огромного разнообразия площадок различного формата в Казани. Многие покупатели приезжают уже в течение нескольких лет. И мы этим отношением очень дорожим, хорошо понимая, что если житель Кировского района приедет в другую часть города и разочаруется в нашей продукции и гостеприимстве, порвется некая нить в отношениях - это чревато потерей не одного покупателя.

Без понимания потребностей покупателей быть востребованным сегодня невозможно. Для этого у нас проводятся соцопросы, а с прошлого года работают тайные покупатели. Они анализируют, как ведут себя продавцы, администрация, каким образом сотрудники выходят из сложных ситуаций.

Созданы условия и для интер­актива: гость всегда может позвонить по горячей линии администрации комплекса.

- Какие цели ставите на ближайшее время?

- В 2018 году одно из основных направлений - дальнейшее развитие перерабатывающих производств. Планируем провести модернизацию технологического оборудования в торговых залах с целью увеличения сроков реализации продукции и повышения культуры торговли. В частности, это даст возможность организовать продажу мяса впервые в Татарстане в столь значительных объёмах. Также хотим создать работоспособное оптовое направление. И самая главная задача – постоянная адаптация существующей модели под сегодняшние потребности сельхозпроизводителей. Нам важно слышать и чувствовать их, совместно создавая условия, для продовольственного изобилия в республике.

P.S. Мировой опыт свидетельствует о востребованности формата агропарка: по подобной концепции работают самые развитые площадки Европы - «Ранжис» в Париже, сеть продукции «Меркаса» в Испании, «Бронише» в Польше и др. Главная задача, стоящая теперь перед агропарком, - удержать существующий темп развития. Тогда все мы увидим российское предприятие, которое сможет встать в один ряд с признанными корифеями в этой области.

Цифры

8 гектаров - общая площадь

50 тыс. кв. м - площадь основного здания

281 резидент работает на территории комплекса

1200 рабочих мест

1,5 млрд - совместный товарооборот

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах