В Татарстане не ограничиваются разговорами о стимулировании спроса на продукцию местного производства. Здесь выбрали принцип «сам себе продюсер» (от англ. слова producer, что значит «производитель»). А для его работы уже создали и начали использовать новую технологию продвижения и продажи татарстанских товаров, благодаря которой о них узнают далеко за пределами республики.
«Покупай татарстанское!»
Стимулировать спрос на товары республиканского производства в республике активно начали с наступлением кризиса 2008 года. С тех пор акция «Покупай татарстанское!» продолжается. Только теперь она переориентировалась на приоритетное продвижение именно импортозамещающей продукции. Такую задачу в октябре обозначил Алексей Песошин, первый заместитель премьер-министра РТ, на совещании в республиканском кабмине.
В период акции на телеканалах республики показывают сюжеты о преимуществах татарстанских товаров перед привозными, проводят тематические викторины. Кроме того, под эгидой минпромторга РТ для потенциальных покупателей организуют презентации, а с торговыми сетями обсуждают перспективы расширения ассортимента местной продукции на прилавках.
Онлайн-прилавок
Всё это делается для повышения популярности татарстанских товаров у населения. Однако нельзя забывать и о товарообороте организаций и предприятий в системе госзакупок. Судите сами: простой покупатель, зайдя в магазин, сразу видит весь ассортимент товаров на прилавке или в витрине и может выбрать наиболее подходящий ему не только по цене, но и по внешнему виду, цвету, запаху и другим характеристикам. Чтобы создать такую же наглядность для виртуального покупателя, в Татарстане разработали и запустили электронный каталог товаров, производимых в республике. Он рассчитан на продукцию сельского хозяйства, строительства и промышленности.
Уже сейчас в каталоге представлена продукция 50 предприятий, но в планах направить на эту электронную торговую площадку всех товаропроизводителей РТ. На сайте kp.agzrt.ru любой покупатель может получить справку о производителе, увидеть, как выглядит продукт, сравнить цены разных предприятий, найти пункт мелкооптовой отгрузки. Среди популярных ежедневных запросов - трубы, молоко, краски, хлеб и творог. В каталоге товары получают не общероссийские шестизначные коды, а 10-значные, они подробно описывают каждую позицию. Так покупатель понимает, что перед ним не абстрактная труба, а полипропиленовая, с конкретным диаметром и толщиной стенки. В 10-значные коды уже перевели около 50 тысяч наименований стройматериалов, на очереди - сельхозпродукция.
- Онлайн-каталог, в котором уже есть информация о более чем 1,5 тыс. товаров, - это лишь часть комплексной организационно-технической системы для продвижения на рынки татарстанской продукции, - пояснил Артём Здунов, министр экономики РТ. - Сама система, кроме каталога, показывает ещё и статистику объёмов закупок, и результаты каталожных сделок. Её работа позволит расширить присутствие продукции татарстанских производителей на рынках, сформировать позитивный имидж местных производителей, обеспечить кадрами систему продвижения товаров, а главное - создать условия для снижения инфляции на потребительском рынке республики.
Главный ориентир
Пока минпромторг и минэкономики РТ стремятся повысить привлекательность местной продукции, экономический совет при республиканском кабмине уже задумался о разработке отраслевых программ импортозамещения. Так, министерство экономики Татарстана рекомендовало профильным министерствам разработать собственные стратегии. При этом за основу взяли опыт Беларуси в производстве стройматериалов. В этой стране для каждого товара предусмотрели комплекс работ, начиная с анализа рынков и заканчивая расширением действующих или созданием производств с учётом новых технологий.
Ещё одно направление работы в этой области - это переориентация существующих мер поддержки по республиканским госпрограммам на приоритетные проекты. Речь идёт о создании и развитии производств, ориентированных на импортозамещение или расширение рынков. Так, выбирая кандидатов на получение субсидий по программе «Лизинг-грант», конкурсная комиссия теперь в первую очередь оценивает, смогут ли проекты-претенденты заменить импортные товары местными.
Комментарий
Рафис Бурганов, депутат Госсовета РТ, председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству:
- Пока мы голосим о том, как растёт курс евро, но ещё не понимаем, во что мы «вляпались». Я помню те кризисные времена, когда, я не утрирую, каждая бабушка знала курс доллара. Думаю, мы приблизимся к этому к концу первого квартала 2015 года, когда повышение цен коснётся не только гречки, но и всех остальных продуктов. Вот мы сейчас говорим: «наши коровы», «наши поросята», «наши куры». Но скоро мы увидим, что все они на 30% состоят из импортных добавок, которые у нас просто не производят. Вот это-то и отразится на цене. Нужно быть готовыми к такому повороту - правильно реагировать на происходящее. Уже сейчас пора защитить те секторы экономики, те малые компании, которые смогут выжить в кризис. Особенно это касается сельского хозяйства.