По ту сторону. Вторая мировая война глазами немецкой девушки

Диана Агапова и Гертруда Бакли. © / Диана Агапова / АиФ

Гертруда Бакли живет в Англии с дочерью Памелой, Кифом, внуком Марком и любимой собакой Сакэ. Она пережила Вторую мировую войну, смерть родных и близких. Труди смогла восстановить в памяти то, о чем я ее просила рассказать.

   
   
Труди Бакли. Фото: АиФ/ Диана Агапова

В Германии

«Я родилась в 1923 году в Цвайбрюккене, недалеко от французской границы. Язык жителей  Цвайбрюккена – это смесь французского и немецкого  (“кошелек” вместо немецкого “Der Geldbeutel” мы называем “portmonnaie”,  тротуар  “ Der Burgersteig” для нас будет “trottoir”)

Замужним дамам в довоенной Германии не разрешалось работать. Независимо от образования.

В моем классе было 50 учениц (смешанных классов тогда не было). Нам давалось лишь базовое образование. Математики, химии, физики, биологии, истории не было и в помине. Вместо этого им преподавали искусство, кулинарию, рукоделие, этикет. Выйти замуж и родить детей – вот предназначение женщины в немецком обществе того времени.

Мне было 5 лет, когда появилось радио. Наша семья одна из первых в городе обзавелась этим устройством. Однако нужно отметить, многие с настороженностью относились к радио:  боялись, что это аппарат для прослушивания. Ведь если мы слышали, что говорилось в студии, то как люди в студии не могли слышать, что говорилось в гостиной той или иной семьи? Но этот страх преследовал людей недолго. Вскоре радио стало главным средством массовой информации. До этого таким средством была газета.

Я собирала вишни в саду, когда в стране объявили военное положение. Мне тогда было 16 лет. Политическая ситуация в Германии была крайне тяжелой. После Первой мировой войны, которая закончилась в 1918 году, власть оказалась в руках Веймарской коалиции. Страна страдала от инфляции и непомерных масштабов безработицы.  В 1933 году к власти пришел Гитлер. Началось гонение евреев. В органах власти, в бизнесе их теперь не было. С того времени они обязаны были носить желтые значки в форме звезды. Родители с ужасом вспоминали последствия хрустальной ночи или «ночи разбитых витрин», как ее называют. Мама помнит уборщицу Фрау Потт, которая работала у нас. Она была еврейкой. Однажды утром она не пришла. Позднее выяснилось, что она была схвачена и помещена в концлагерь, где и умерла. Ее сыновьям удалось бежать в Америку. Они не смогли убедить ее поехать вместе с ними. Она думала, что родная Германия опомнится. Это была ужасно.

Все молодые люди и дети во время Второй мировой войны в Германии обязательно должны были вступить в гитлерюгенд. Все семьи должны были почитать партию. Неподчинение правилам могло привести к потере работы для мужчин, к изгнанию для женщин и детей. Даже в воскресные дни люди должны были выходить на марши или городские митинги.  Отчасти это делалось для ослабления влияния немецкой церкви, которая, по понятным причинам, не поддерживала учение нацистской партии. Мужчины готовили себя для войны, а женщины должны были  работать на благо страны.

   
   

Я была направлена  в детский сад воспитателем. С двумя помощницами я приглядывала за 130 детьми.  Затем меня перевели в город Айнод, где что ни день, то бомбежка. Нередко нам с детьми приходилось спасаться от бомб.

Большинство немцев знали, что война не может быть выиграна после того, как Соединенные Штаты вступили в нее после нападения на Перл-Харбор. Когда официально объявили о конце войны, я  находилась в Меце (сейчас, это французский город). Сирены, звук громкоговорителей оглушили всю округу. Я не помню, что я тогда ощущала. Помню лишь, что я просто онемела.

После объявления конца войны я приехала в свой родной город и не узнала его. 1000-летний Цвайбрюккен превратился в руины. Дом был разрушен, все вещи разворованы. Рядом не было ни единой родной души. Мама умерла от болезни печени. Достать лекарства тогда было невозможно - все медикаменты отправляли на лечение солдат. Душевные и физические муки преследовали отца: туберкулез, удары судьбы, потеря дома и родных полностью ослабили его. Тщетно пытаясь восстановить фрагменты своей прошлой жизни, он просто ушел в себя…

В Англии

Труди Бакли с мужем Джорджем Фото: из личного архива.

У меня была квалификация воспитателя, и я решила отправить резюме во Францию и Англию. На мое письмо откликнулась в Англии. Первое время на новом месте было нелегко. Антинемецкие настроения продолжали нарастать. Я терпела унижения и оскорбления. Особенно ярко это проявлялось в  транспорте и в общественных местах. Языка я не знала, ничего  не понимала.

Джордж Бакли, отслужив в Королевских военно-воздушных силах Великобритании, проводил свои последние дни в Лондоне перед возвращением домой на север Англии, в Ньюкасл. Начало лета.  День. Лондон. Гайд-Парк. Уголок Ораторов. Его взгляд прикован к немецкой девушке, которая с восхищением наблюдает картину свободных публичных выступлений. Так начинается наша история любви с Джорджем (моим мужем).

Джордж Бакли был типичным Джорди (так называли выходцев из Ньюкасла): любил музыку и оперу, был истинным джентльменом.  Мы начинали свою супружескую жизнь в маленькой квартире. Моей мечтой было растить детей в доме с садом, как это было в моем детстве. Когда мы обзавелись таким домом, на свет появилась наша дочь Памела. Мне тогда было 37. Муж работал в компании Chiswick старшим инженером в области развития. Помню, он даже работал над разработкой двигателей для программы Аполлон НАСА. Мы горячо любили друг друга на протяжении всей совместной жизни. Муж умер от рака в 2002 году.

Недалеко от нас жил Молодой Редж Дуайт (более известный, как Элтон Джон). Тогда, разумеется, никто не знал, что за этими смешными толстыми очками скрывается музыкальный гений.

Какое-то время я работала в звукозаписывающей компании EMI, с которой работали Beatles. Правда, я работала в техническом отделе и не видела исполнителей, которые записывались там».

От автора. В силу возраста и состояния Гертруды, я не решилась спросить у нее прямо о том, что она думает об этой войне. В беседе, мне казалось, что она избегает острых моментов.

"У меня был жених в Германии. Прямо перед свадьбой Герхарда отправили воевать в Россию. В письмах он  просил меня пообещать, что я никогда не сделаю ни шага в сторону  политики. Он многое увидел и понял, находясь на фронте. И это убивало его изнутри. Он погиб".

В этом году Гертруда Бакли отметила свой 93 день рождения. Она борется с болезнью Альцгеймера. Несмотря на свой недуг, единственное, что осталось у нее от далеко прошлого – воспоминания...

Смотрите также: