Зеркало общества. Народный учитель о зарплатах и браках с учениками

Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Чем хороши современные школьники и как научить их противостоять опасностям жизни, в интервью АиФ-Казань рассуждает известный педагог Инна Богуславская

   
   

Нас мамы за ручку приводят туда

Татьяна Сидорова, «АиФ-Казань»: Инна Григорьевна, что для вас День учителя? 

Фото: Из личного архива/ Инна Богуславская

- Главный праздник моей души. Профессию, по примеру отца, выбрала лет в пять. Для сверстников во дворе организовала «школу», где были уроки, переменки… В качестве учителя попробовала себя на 4-м курсе истфилфака КГУ в средней школе Шеланги под Казанью, где не хватало педагогов, поэтому привлекли нас, старшекурс­ников. Преподавала, не поверите, английский язык. Спустя годы узнала, что почти все мои ученики успешно поступили в вузы, а многие стали учителями. Так что наш общий профессиональный праздник для меня не простой день. 

- Сегодня отношение к учителям оставляет желать лучшего.

- Если школа - сфера образовательных услуг, значит, учитель - обслуживающий персонал? Не согласна! Он учит, воспитывает, формирует Личность. А то и спасает. Ведь каких только проблем и коллизий не случается у каждого человека в возрасте становления - от 7 до 17 лет, особенно в наше время. Школа - не подготовка к жизни, она наиболее значимый её этап.  Униженный и оскорблённый учитель - нонсенс! Это высококвалифицированный труд, который должен оцениваться по достоинству как морально, так и материально. Ваша газета писала о заработках российских педагогов, несопоставимых с заработками коллег в других странах. Это наводит на грустные размышления. Но, несмотря ни на что, наши учителя работают во благо будущего России. Как говорится, если не мы, то кто?

Досье
Инна Богуславская окончила истфилфак КГУ. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, практики и методики управления Института развития образования РТ, заслуженный учитель РФ и РТ. Автор более 100 печатных работ.

Им нужна любовь

- Подросток убивает учителя, стреляет в одноклассников, старшеклассники издеваются на уроке над педагогом, выкладывая картинки в соцсети. Тенденция налицо…

- Спросите, кто виноват? Мир взрослых. Он превозносит культ грубой силы, а не интеллекта, разума, созидания, здравого смысла, в конце концов. Чёткие представления о границах добра и зла, о том, что можно, а чего нельзя, не в каждой юной голове имеются. Вот и кружится она от вседозволенности, приводя к росту подростковых преступлений. С каждым ЧП надо детально разбираться, анализировать, привлекая одноклассников, которые многое знают. И обязательно озвучивать результаты расследований. А пока так: поохали - поахали насчёт очередной школьной сенсации, и - тишина. Где выводы, заставляющие не только детей, но и родителей задуматься о причинах и последствиях, где осуждение?

   
   

В данном случае я не об уголовной ответственности, которая, конечно, не заставит себя ждать, а о моральной. Ведь если бы такое публичное осуждение было, папы и мамы задумались бы об изменении образа семейной жизни, постарались найти время для общения с ребёнком. А пока что многие дети даже в благополучных с виду семьях страшно одиноки, остаются наедине со своими трудностями. Свято место пусто не бывает. Детская доверчивость найдёт других «советчиков», которые поймут, посочувствуют, подскажут. 

- Группы смерти, молодёжные суициды, запредельная жестокость - наша реальность. Как быть? 

- Без союза с родителями проблем не решить. Школа, семья должны быть атмосферой защищённости от любых нечеловеческих влияний. Любовь, понимание, уважение - девиз настоящего учителя. Видеокамеры в классах (звучат и такие предложения) не выход. Если охранять учителя от ученика, а ученика от учителя - конец сфере образования. Ну а в каждой семье видеокамеры не поставишь. Хотя истоки агрессии чаще всего из семьи, где родители не ладят, а ребёнок чувствует себя лишним и нелюбимым. У родителей свои разборки, а с ним никто не разговаривает, не заметив, что вырос, только нотации читают между более важными взрослыми делами. 

- Эка вы замахнулись: любовь! А если родители день и ночь пашут, чтобы прокормить чадо? А если учитель нынче перегружен бюрократической отчётностью, которой в таких объёмах прежде не было?

- Однажды я выступила на сессии Госсовета РТ с просьбой избавить учителей от шквала бюрократической писанины. Ну ведь все же педагоги стонут! Им некогда в глаза ученику посмотреть, расспросить его. Разве о работе педагога можно судить только по отчётам, по баллам ЕГЭ? В нашей работе есть нюансы, которые неподотчётны. Кто и как может измерить духовную отдачу? Настоящий учитель сердце своё отдаёт. 

Рустами Минниханов назвал Инну Богуславскую учителем учителей. Фото: Из личного архива/ Инна Богуславская

Мутные реки 

- В РТ не хватает учителей начальных классов. Кто авторитетнее для малышей и родителей: молодая или пожилая первая учительница? 

- В представлении многих родителей для первоклассников предпочтительнее учительница с опытом. А вот старшеклассники и учащиеся средней школы больше любят учителей молодых. Они соответствуют запросам и интересам аудитории. Но в идеале в каждой школе нужны и опытные, и молодые учителя. Тогда будет разумное сочетание на практике. А если спросите, кто может стать лучшим учителем, то скажу: тот, кто учился в педучилище, а затем окончил вуз. Потому что любую профессию важно постигать с нуля. А уж когда речь о детях - особенно. 

- Вам нравятся современные школьники? С их заморочками, настырностью, знанием своих прав и ранним интересом к сексу? 

- В большинстве своём нравятся! С ними можно говорить на любые темы, они свободны от шор прежнего времени. Знаю немало случаев, когда не благодаря, а вопреки неблагополучной родительской семье дети с помощью учителей развили свои способности, нашли место в жизни. Ведь школа не остров в океане, а зеркало общества. Как-то прочла стихотворение старшеклассницы: 
«В нас столько всякого ненужного. А люди ходят и не верят нам. Они большие и сухие…. Весной бывают реки мутными, чтоб стать прозрачными под осень». Потрясающая исповедь в укор миру взрослых, которые отказывают детям в доверии! Они умнее, чем мы думаем. А иногда и мудрее. Они всё видят, понимают и оценивают по высшему счёту. 

- Как появились учителя, которые пьют-гуляют со старшеклассниками, крутят «нелегитимную любовь»? 

- Вы про дистанцию? Конечно, она должна быть как между родителями и детьми, так и между учителем и классом. Но вот президент Франции Эммануэль Макрон женился на своей учительнице, которая его гораздо старше. Что скажете? Мир сошёл с ума. Когда говорю, что современный учитель должен быть с учеником на равных, не говорю, что запанибрата. Тут дело культуры, достоинства, отечественных традиций. В России перед учителем прежде снимали шапку, чтобы поприветствовать. Но идеалы нынче девальвированы. 

- Нужны ли молодёжные организации? 

- Конечно, нужны, ничего лучше пока не придумано. В основе их тимуровская идея: единение, помощь, содействие, сочувствие. Сейчас в каждой школе ученическое само­управление: президенты, сенаты, парламенты. В основе - всё тот же замысел, только без идеологической составляющей. Мне импонирует идея В. Путина насчёт возрождения молодёжных организаций. Кстати, в РТ по такому направлению ведётся в рамках республиканской госпрограммы серьёзная работа. Далеко не в каждом регионе России есть такие проекты, рассчитанные на перспективу.