Торг заказан. Как закон «позволяет» наживаться на госзакупках?

Екатерина Галузина / Коллаж АиФ

15-кратная наценка

Мониторинг в рамках проекта «За честные закупки!» показал, что в Татарстане на нарушениях попадаются в основном компании с госучастием, среди которых КГМУ, «Сетевая компания» и другие. Есть нарушители и среди муниципалитетов. По подсчётам активистов, на 100 закупок приходится до 5-10 сомнительных.

Вот несколько ярких примеров. На сайте госзакупок чиновники заказывали кисель за 500-1000 руб. за килограмм, когда в продаже он стоит до 250 руб. На специальные ложки для инвалидов, которые изготовитель продавал по 300-500 руб., посредник-поставщик, участвовавший в госзакупках, установил наценку в 7,5-7,7 тыс. руб. А ведь их производят только на одном предприятии, аналогов нет.    
   

Заказывая «Тойоту» и «Фольксваген» топовой комплектации, «Мерседес» с панорамным остеклением, заказчики объясняли, что такие транспорт­ные средства якобы позволяют обеспечить безопасность. Но эксперты убеждены, что ни кожаный руль, ни панорамная крыша, ни резина, которая также прописана в заказе, не обеспечивают лучшую безопас­ность, так что такие траты бюджета не оправданы.

По цене 227 тыс. руб. за штуку собирались приобрести жёсткие диски для компьютеров, а после вмешательства активистов их выкупили за 50 тыс. рублей. К сожалению, восстановить справедливость удаётся не всегда. Активисты стараются наладить конструктивный диалог с самими заказчиками до проведения закупки. 60% заказчиков такие обращения учитывают, документы приводят в порядок либо закупки отменяют. А вот 40% их игнорируют, отвечая, что это наши деньги, и мы сами будем решать, на что их тратить. О таких случаях сообщается в прокуратуру РТ, Татарстанское УФАС. Но на официальные ответы уходит время, за которое закупку уже проводят, а отменить проведённый тендер очень сложно – таких примеров, по данным экспертов, в стране единицы.

 

Задним числом

Случается, что торги проводят задним числом. Так, осенью Татарстанское УФАС отменило ряд тендеров Главного инвестиционно-строительного управления РТ, опубликованных после того, как строительство объектов уже начали или завершили.

Справка
Только через Госкомитет РТ по закупкам за полгода 2016-го прошли муниципальные и госзаказы на 2,8 млрд руб. По подсчётам ведомства, это позволило сэкономить 6,4% средств бюджета. Впрочем, за год этот показатель не изменился. Большинство трат приходится, например, на поставку транспорта - свыше 535 млн руб. и топлива – более 427 млн. 378 млн руб. чиновники потратили на питание, 109 млн - на оборудование, 11,8 млн - на мобильную связь, 5,4 млн руб. - на оплату страховых услуг.

Например, в начале сентября отменили тендер на установку скульптур «Он» и «Она» у Центра семьи «Казан». Cкульптуры барсов и зилантов установили ещё в июне, а информация о конкурсе появилась только в августе. Итоги конкурса собирались подвести 5 сентября. Цена контракта – более 253 млн руб.
Следом отменили тендер на реконструкцию Казанского зооботсада. Этот конкурс объявили 23 августа, когда работы были уже на завершающей стадии, ведь их начали ещё в 2015 году. Стоимость контракта на реконструкцию – около 655 млн руб.

Заблокировали и несколько тендеров на обустройство набережных в Альметьевске, Нижнекамске, Болгаре и других городах и районах. Например, итоги тендера на обустройство набережной в Н. Челнах подвели 14 сентября, тогда как ещё 2 сентября её торжественно открыли с участием президента РТ.

   
   

Игра в имитацию

15 ноября на правительственном часе в Госдуме РФ руководитель ФАС Игорь Артемьев сказал, что 95% всех закупок имеют признаки сговора, постановочную конкуренцию и имитацию торгов.

«Такие возможности открывает сам 44-й закон, который я называю законом о легализации договорённостей, - говорит Яков Геллер, гендиректор Агентства по госзаказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ. - Сначала право «заточить» торги под себя дают заказчику, то есть он описывает товар в техзадании так, чтобы победить мог только определённый поставщик. Допустим, написали, что нужен монитор серого цвета с размером экрана 24 на 28 см, и тем самым подвинули конкурента с чёрными мониторами 23 на 29 см. Никто не оценивает, почему нужен именно серый монитор и именно такого размера. А нужный чиновнику поставщик просто приводит второго участника торгов, чтобы сымитировать конкуренцию. В Татарстане при закупках медикаментов, оргтехники и мебели очень часто возникают устойчивые пары заказчик-поставщик».

Среди инструментов, которые помогут избежать подобных нарушений в будущем, эксперт назвал, например, создание каталога потребностей с чёткой идентификацией товаров. Грубо говоря, это перечень того, что вообще могут приобрести бюджетные учреждения, с указанием количества. «Если государство определяет, какая зарплата должна быть у замминистра, то почему бы ему не определить, за каким ему столом ему сидеть на работе, какой ручкой писать и на какой служебной машине ездить? – рассуждает Яков Геллер. - Если указать в каталоге всё, вплоть до марки и модели авто, то не нужно было бы отдельно запрещать чиновникам покупать машины дороже 2,5 млн руб. Их просто невозможно было бы купить».

Если исполнитель может сделать так, а может иначе, то у него возникает соблазн сделать с выгодой. Поэтому закупочную документацию должен готовить не свой специалист ведомства, а центр компетенций. «Но пока вместо того чтобы централизовать функции, собрав в одном центре знающих людей, в стране централизовали объёмы закупок, - поясняет Яков Геллер. - Это ограничило конкуренцию, доступ на рынок малых компаний. Ведь уполномоченный орган объединяет 10 лотов по 10 компьютеров в один лот на 100 компьютеров. Выигрывает только одна фирма вместо 10».

Ещё один инструмент – чёткое описание продукции с помощью подробных идентификаторов. Без таких кодов в техзадании написано, например, «субпродукты куриные». В результате один поставщик может привезти желудки, второй печень, а третий сердца, а ведь цена этих продуктов разная.

К слову, в Татарстане все эти инструменты уже протестировали, использовав возможности, которые даёт статья 93 закона РФ №44. Там говорится, что закупки до 100/400 тыс. руб. можно проводить без торгов. Можно, но не обязательно. Так что агентство госзаказа, департамент казначейства и минфин РТ создали биржевую площадку.

«Сначала закупить на ней можно было только продукты питания, а с 1 декабря на ней появятся все категории товаров, - рассказывает Яков Геллер. - За пять месяцев работы она позволила привлечь 150 новых поставщиков, а экономия средств бюджета на закупках достигла 15%. Мы создали свой каталог потребностей, ввели более точные 10-значные коды продукции. Готовы поделиться опытом, лишь бы нас услышали».

По длине шнурка 

Алексей Дмитриев, научный сотрудник НИИ противодействия коррупции Казанского инновационного университета (ИЭУП):

- Раньше найти нарушения на сайте госзакупок было легче, достаточно взглянуть на сумму, предмет торга. Теперь надо вникать в документы - проект договора, техзадание, описание. В описании заказчики часто указывают лишние требования. В РТ были случаи, когда указывали длину и цвет шнурка для бейджа на научную конференцию, или длину ножек стула. Это явные поизнаки, что победителя определили заранее.
Если в описании указан импортный товар, так отсекают отечественных производителей. Казанская ярмарка в закупке указала бельгийское напольное покрытие, а мы нашли 15 фирм РФ, выпускающих такой товар дешевле.

В РТ многомиллионные контракты часто прописаны на двух страницах без подробностей. Честных поставщиков это не заинтересует, ведь они приобретут кота в мешке. Это тоже говорит о предопределённости победителя.

При производстве строительных работ и ремонта нужно указать весь спектр работ с ценами. Это лазейка для «своих». Был случай, что заказывали техобслуживание авто «БМВ», и фирма, которая заранее знала, какие работы нужно провести, занижала цены на «ненужные» работы в смете, и выигрывала, так как все честные игроки выставляли реальные цены.

Комментарий

Игорь Бикеев, сопредседатель регионального штаба ОНФ:

Цель проекта «За честные закупки!» - борьба с расточительством и коррупцией в сфере муниципального заказа. В ней есть системные проблемы, но вместо того чтобы устранять их, чиновники в Татарстане тратят деньги на приобретение дорогой мебели, люксовых автомобилей, проведение помпезных мероприятий, естественно, без обоснований. В условиях, когда каждый рубль на счету, такие траты недопустимы. Нередко завышают и стоимость тендера. Большинство таких заказчиков не спешат реагировать на замечания. Их аргумент - мы тратим не бюджетные деньги, а средства меценатов или те, что заработали сами. Среди нарушений и тендеры, открытые задним числом. Заказчику заранее обещают выигрыш, и такая система представляется весьма сомнительной. Мы надеемся на более плодотворное сотрудничество по таким фактам с прокуратурой и УФАС.

Смотрите также: