Татарстан входит в ТОП-10 по числу дорогих машин чиновников, по данным РБК. Эксперты этого агентства насчитали в республике 59 авто стоимостью выше 1,5 млн рублей. Умерят ли свои аппетиты «слуги народа» теперь, ведь с 1 января в России ввели лимит на покупку авто за бюджетный счёт?
Машину по чину
Министры отныне не смогут ездить на служебных машинах дороже 2,5 млн руб. и мощностью более 200 л. с. Руководителям подразделений ведомств положены авто в пределах 1,5 млн руб. Впрочем, для Татарстана лимиты на дорогие машины не новость. У нас их установили несколько лет назад для служебного пользования, в открытом доступе документа нет. Зачем лишний раз волновать обывателя, сообщая, сколько денег из его кармана ушло на покупку чиновничьего авто?
«В этом документе прописаны конкретные модели для руководящего состава, - говорит Ольга Редько, председатель госкомитета РТ по закупкам. - Для глав районов и министров - Ford Explorer (стоит 2 799 000 руб. - Прим. ред.), для заместителей - Ford Focus (от 619 тыс. руб.). В соответствии с тем, кому какое авто положено, и производится закупка. Заявка по аренде авто тоже проходит санкционирование. Сейчас, когда вступили в силу новые нормы, этот документ будет корректироваться, станет открытым. Никаких злоупотреблений у нас не было и быть не может».
Но сайт zakupki.gov.ru говорит об обратном.
Там сказано, что в декабре 2015 года Управление Росреестра по РТ объявило торги на техобслуживание Lexus LX 570 (цена до 6,7 млн руб.). а хозяйственное управление при Кабмине РТ заказало ремонт и техобслуживание автомобилей Audi Q7. Заинский исполком решил купить для финансово-бюджетной палаты Toyota Camry за более чем 1,5 млн руб. В минлесхозе РТ числятся две Toyota LandCruiser (от 1 до 2,9 млн руб.). В 2014 г. данные о служебных авто обнародовал исполком Зеленодольского района. Выяснилось, что глава района Александр Тыгин ездит на BMW X5 2012 года, стоимостью под 3 млн руб. Его зам - на AUDI Q7, а руководитель исполкома - на RANGЕ ROVER SPORT.
Иллюзия прозрачности?
Почему «слугам народа» не нужны «Форды», затрудняется объяснить даже Общероссийский народный фронт. «Мониторинг, проводимый нами в РТ с 2013 года, серьёзных нарушений в плане закупки авто не показал, - констатирует Алексей Дмитриев, член татарстанского отделения ОНФ. - Не попадала республика и в рейтинги центрального штаба ОНФ. Единичные закупки дорогих авто были. Тут «отличились» в основном ГУПы, МУПы, юрлица с госучастием. Казанский пороховой завод в 2015 г. покупал машину за 4,5 млн руб».
Есть надежда, что чиновники будут скромнее. Ведь новый год республика встретила с новым ресурсом www.portal-zakupok.tatar. Как уверяет Ольга Редько, там видны все покупки заказчика, можно формировать любые контрольные отчёты, и это в разы повысит прозрачность госзакупок.
Алексей Панкратов, заворготделом Управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики, предлагает обратить внимание на зарубежный опыт снижения общегосударственных расходов. Во многих странах органы власти только арендуют здания, помещения, технику. «Насколько это эффективнее, сказать сложно, - говорит эксперт. - Но, по крайней мере, прозрачно».