Почему эта тема вышла за рамки отраслевых транспортных проблем, кто заплатит по счетам, предъявляемым с 15 ноября дальнобойщикам, предприниматели рассказали 29 ноября на митингах в Казани, Нижнекамске и Альметьевске.
Налог для всех
На митинг в казанский парк Тинчурина пришли и сами предприниматели, и их жёны и дети. В руках плакаты: «Налог на грузовик - налог на всех граждан», «Сегодня платные дороги для нас, завтра - высокие цены для всех». Последствиями системы «Платон» (сокращение словосочетания «плати за тонны») протестанты назвали 20-процентный рост тарифов на перевозки, рост цен в среднем на 4%. По их подсчётам, с рынка уйдут 450 тыс. единиц транспорта по всей стране. В основном малые компании.
Взяла слово жена водителя-дальнобойщика Галина Николаева. «Муж всю жизнь за баранкой, мы пережили не один кризис, но такого, как сейчас, ещё не было, - сказала она. - Ну, сколько ещё можно платить? Недавно машину поменяли, оба в кредитах. Муж просыпается и засыпает с одной мыслью: «Чем будем платить за кредиты, за дороги, как жить дальше?».
«В год я отдаю государству 280 тыс. руб. топливных акцизов, плюс 40 тыс. руб. транспортного налога, в Пенсионный фонд - 27 тыс. руб., - перечисляет другой перевозчик ИП Олег Никитин. - А теперь с «Платоном», если я 100 тыс. км в год проеду, надо ещё 300 тыс. руб. заплатить! Получается, в год я должен отдать государству около 700 тыс. руб. И месяц не вылезать из машины за 10 тыс. руб.?».
Может быть, всё это нужно, чтобы решить главную российскую проблему - плохие дороги? Предполагается, что «Платон» в месяц будет приносить 40 млрд руб. в федеральный Дорожный фонд.
«На эти деньги можно построить лишь 4 км федеральной трассы Москва - Санкт-Петербург! - смеётся один из перевозчиков Владислав Абрамов. - Стоимость 1 км такой автострады - 10 млрд руб. К тому же «благодаря» «Платону» Дорожный фонд недосчитается 210 млрд руб. топливного акциза».
То, что заявленные цели не могут быть достигнуты предложенными методами - ещё полбеды. Главное - ввод системы приведёт к удорожанию перевозимых товаров, продуктов, стращают дальнобойщики. Причём не только на этапе магазина, но и на этапе производства. «Производители мяса, молока представили свои расчёты на Координационном совете в Госдуме, - рассказал Михаил Левашов, депутат горсовета Набережных Челнов. - Производители молочных продуктов Брянской области уже заявили о планируемом подорожании своей продукции на 5% в 2016 году. И это только исходя из прогноза роста транспортных затрат производства».
На железную дорогу тут надеяться нечего - в сравнении с автотранспортом ж/д-перевозки крайне невыгодны. Ещё в июле 2013 года глава УФАС РФ Игорь Артемьев назвал систему тарифов на железнодорожные перевозки в России «доходящей до безумства». Дальние перевозки фурами едва ли не в три раза дешевле поездов.
Много вопросов вызывает у предпринимателей и сама работа «Платона».
«Первое время работы системы показало, что она несовершенна, - констатирует Михаил Левашов. - По данным на 24 ноября членам некоммерческого партнёрства «Логистика и автоперевозки Татарстана», в парке которого в общей сложности 4 тыс. автомобилей, выдано лишь 100 приборов учёта. Основная масса приборов, поступивших в Челны, уже была распределена крупным ритейлерам по спискам из Москвы. Есть вопросы и по маршрутным картам. Маршруты часто прокладываются под запрещающие знаки, в итоге перевозчики вынуждены платить штрафы. Уже есть ряд таких случаев с документальным подтверждением».
Умерить аппетит
Один из перевозчиков Ильнур Азизов предложил выяснить, на каком основании право реализации госпроекта «Платон» получила именно компания «РТ-Инвест Транспортные системы».
«Везде говорят о том, что госконтракты должны заключаться на основе тендеров, - напомнил он. - Это нужно, чтобы исключить правонарушения в сфере госзакупок. Но объявлялся ли тендер на реализацию государственного проекта по взиманию нового транспортного налога? Кто в нём участвовал, каковы были условия тендера, где были опубликованы эти условия и экономическое обоснование проекта? Может, у других участников тендера были более скромные аппетиты, нежели 25% от суммы полученного налога? (ООО «РТ-Инвест транспортные системы», которое занимается внедрением системы «Платон» на основе концессионного соглашения, должно получать в год - 10 млрд руб. - Прим. авт.)
Были ли просчитаны последствия? Ведь приобретая фуру, мы платим таможенную пошлину, причём к сумме этой пошлины добавляются акциз и НДС. В итоге стоимость транспортного средства зарубежного производства увеличивается на 70%».
«Транспортный налог уходит в республиканский бюджет, акцизы с ГСМ год назад вернули в регион, - приводит контраргументы Дамир Хусаинов, представитель «РТ-Инвест Транспортные системы» в республике. - В итоге федеральный бюджет по дорогам не пополняется».
По данным «РТ-Инвест Транспортные системы» в Татарстане, в системе «Платон» уже зарегистрировались 10 тыс. из 30 тыс. татарстанских большегрузов. 8 тыс. автомобилей уже оснащены бортовыми приборами. «Платон» работает», - заявил Дамир Хусаинов. Проблемы в работе системы «Платон» он объяснил хакерскими атаками.
«Ехать невыгодно!»
В республике создана рабочая группа для решения вопросов, связанных с введением системы «Платон». Там обсуждают и проблемы региональных трасс - то, как на них скажется перенос нагрузки. Аналитики некоммерческого партнёрства «Логистика и автоперевозки Татарстана» называют ошибочным мнение, что «Платон» заставит перевозчиков съехать с федеральных дорог на региональные и причинить им ущерб. Федеральных трасс в Татарстане не так много, альтернативы им практически нет, объясняют в партнёрстве. Делать лишние крюки по узким региональным дорогам перевозчикам невыгодно.
Нас не слышат!
Сергей Сотников, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Логистика и автоперевозки Татарстана»:
- Мы направили более 30 писем по «Платону» в разные инстанции, где были расписаны и экономические последствия, и грядущее повышение цен. Но результата нет.
На мой взгляд, главная проблема в том, что наше профессиональное сообщество не слышат. Именно этот вопрос нужно решать. Получается, просчитывая последствия «Платона», мы пытаемся решить проблему за чиновников. Но ведь это должны были сделать они!
Одна из наших рекомендаций - разделить Минтранс РФ, отделив транспортную отрасль от дорожников. Минтранс сегодня фактически не занимается вопросами перевозчиков. А у нас 2 млн грузовиков в стране, и одно рабочее место водителя создаёт ещё 5 рабочих мест, это механики, диспетчеры, слесари. Фактически все эти работники транспортной отрасли предоставлены сами себе.
Официально
Артём Прокофьев, депутат Госсовета РТ:
- В большинстве стран взимание платы в таком виде (как система «Платон») отсутствует. Плата фактически взимается за транзитную перевозку.
В ЕС от 40 до 60% большегрузов - транзитные перевозчики. В России же из общего количества большегрузного транспорта, подпадающего под сбор (около 1,8 млн), только 2% - международные иностранные фуры. Этот сбор направлен не на транзит, а на российских перевозчиков.
Есть вопросы и по расчётам обоснования системы. Федеральное дорожное агентство считает, что грузовики ежегодно наносят дорогам ущерб в 2,6 трлн руб. Между тем в аналитической службе ПАО «КАМАЗ» говорят, что это всего 26 коп. на 1 км.
Комментарий
Вадим Хоменко, доктор экономических наук, вице-президент Академии наук Татарстана:
- У нас не Европа - наши дальнобойщики идут на расстояния в 2 тыс. км и больше. Поэтому транспортная составляющая в себестоимости продукции у нас высокая - по отдельным видам продукции доходит до 20%. Очень важно снижать себестоимость перевозок.
Но с введением «Платона» она будет ещё выше. Безусловно, это скажется на стоимости продуктов, товаров. Сейчас, в кризис, начинается давление на бизнес. Но ему и так сложно. Если на этом фоне ещё и повысится транспортный тариф (а перевозчики будут вынуждены его повышать), встаёт вопрос, смогут ли они обеспечить доступными перевозками всех желающих.