За четыре года татарстанская общественность добилась, чтобы маршрут высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) «Москва – Казань» прошёл в обход большинства населённых пунктов, исключив снос жилья в столице республики. Но теперь тревогу забили экологи, ведь поезда хотят пустить по городскому лесопарку Лебяжье – особо охраняемой природной территории. И похоже на этот раз проектировщики лишат казанцев реальных альтернатив.
Пролетит над лесом
На общественных слушаниях заказчик проекта - компания «Скоростные магистрали» - показал вариант трассы, который пройдёт по Татарстану от границы с Марий Эл в обход посёлков Октябрьский и Обсерватория в Зеленодольском районе, севернее казанских жилых массивов Новое Юдино и Юдино, через городской лесопарк Лебяжье, напрямую к северному вокзалу Казани. При этом поезда будут ходить меньше чем в 200 метрах от озера Изумрудного на Карьере и озера Светлого Лебяжьего – излюбленных мест массового отдыха казанцев. Примерно пятая часть маршрута в РТ пройдёт по лесам, то есть погубит около 200 (!) тыс. деревьев. Причём, как выяснилось, по этому «обсуждаемому» варианту уже разрабатывают проектную документацию.
Татарстанский участок скоростной магистрали допроектируют в 2017 году, пояснил директор технического департамента компании «Скоростные магистрали» Юрий Котлов. Занимаются этим «Мосгипротранс», «Нижегородметропроект» и китайская «Эр-Юань». Документы по планировке территории Минстрой РФ уже утвердил, осталось провести инженерные изыскания, подготовить проектную документацию и получить заключение главгосэкспертизы. Строительство же планируют завершить до 2020 года.
Похоже, всё решено, а татарстанцев просто ознакомили с результатами экологической оценки проекта: «Воздействие намечаемого строительства на окружающую среду с экологической точки зрения является допустимым и может быть реализовано».
Такое заключение выдала компания «Экада-Т». Её директор Аркадий Ярошевский, впрочем, не отрицает вред, который магистраль нанесёт шумом и вибрацией при приближении поезда и необходимостью вырубки леса. «Хотелось бы, чтобы шумозащитные экраны установили не только вдоль жилых кварталов, но и вдоль мест массового отдыха - у озера Изумрудного, в Лебяжьем, хотя нормативами это не предусмотрено, - заметил он. - Чтобы минимизировать воздействие на природу – трассу в лесопарке Лебяжьем поднимут на эстакаду (высотой от 10 метров. – Прим. ред.)».
И всё же на татарстанском участке трасса погребёт под собой около 200 тыс. деревьев – примерно 150 тыс. в Айшинском и Зеленодольском лесничествах и ещё около 55 тыс. в Лебяжьем. По словам Аркадия Ярошевского, в Казани заказчик ВСМ в качестве компенсации вреда высадит 176 тыс. деревьев и заплатит в бюджет города более 1,3 млрд руб. Он подчеркнул, что ради этого практически втрое расширили границы Лебяжьего вблизи района будущей вырубки. Так что новые зелёные насаждения формально появятся в том же городском лесу, который понесёт потери.
Без альтернатив?
Как объяснил заказчик, лесом пожертвовали, чтобы защитить интересы около 650 семей РТ, чьи дома и участки изначально должны были изъять под ВСМ. Людям предлагалось выплатить компенсации.
Такое заявление возмутило многих участников слушаний. Ещё бы, ведь им предложили дилемму - либо снос жилья, либо вырубку леса, тогда как есть альтернативные варианты прокладки трассы – северный и южный (их обсуждали на первых общественных слушаниях в 2013 г.). Оба они, судя по данным экологов и общественных активистов, идут в обход Казани, не задевают жилые постройки и заповедные территории. А вот центральный, выбранный заказчиком, Совет по правам человека при президенте РФ рекомендовал исключить в той части, где он проходит по Лебяжьему, так как это противоречит ст. 105 Лесного кодекса РФ. В коридоре трассировки могут погибнуть семь видов краснокнижных растений, пострадать животные. Да и что это за зона отдыха, если над головой по эстакаде проносятся поезда?
«Марий Эл, Чувашия, Московская обл. так же сталкивались с тем, что ВСМ может пройти через особо охраняемые природные территории (ООПТ). Но после общественных обсуждений ситуация изменилась – Татарстан остался единственным регионом, где (вопреки возмущению населения) трасса может пересечь ООПТ – единственный городской лес», - подчеркнула известный общественный экологический активист Надежда Ассанова.
От редакции. В минэкологии и миндортрансе РТ комментарии не предоставили. Предложения и замечания к проекту заказчик проекта будет принимать в течение 30 дней после слушаний (отсчёт идет с 14 июня). Ответы и разъяснения можно получить письменно. Окончательное решение примет экспертная комиссия.
Не наломать дров
Ринат Губаев, доцент Института транспортных сооружений КГАСУ:
Выносить станцию ВСМ лучше не на юг, где для высокоскоростных поездов придётся строить отдельный мост через Волгу, не автомобильный, а на север. Денег, которые хотят потратить на эстакады, будет достаточно, чтобы организовать доставку пассажиров надземными «трамваями», какие есть в Германии, до центра города со станции в Сухой Реке. Впрочем, понятно, что ставка не на пассажирские перевозки, которые всегда убыточны. Развитие скоростного грузового сообщения неминуемо. Какой смысл китайским инвесторам вкладывать в эту магистраль, если они при этом не смогут перевозить свои товары в Европу и получать экономический эффект?»
А какие еще варианты?
Северный
Трасса заходит в РТ из Марий Эл. Проходит севернее Зеленодольска вдоль трассы Зеленодольск - Казань, потом поворачивает на трассу М-7 и, минуя Волжско-Камский заповедник, идёт через Высокогорский район до будущей станции в районе казанского посёлка Сухая Река в 12 км от кремля.
Комментарий
Экономист, автор проектного предложения обходной железной дороги Казани Тахир Давлетшин:
Южный
Трасса заходит в РТ из Чувашии. Проходит южнее Зеленодольска через Верхнеуслонский район, далее по будущему мосту через Волгу в Лаишевский район до казанского аэропорта в 30 км от города.
Комментарий
Завкафедрой природообустройства и водопользования КФУ, профессор, урбанист-эколог Нафиса Мингазова: