Внесла свою лепту Универсиада – освобождая участки под строительство, зелень не щадили.
- В XIX - XX вв. Казань считалась одним из самых зелёных и красивых городов России. Сейчас порой создаётся впечатление, что зелёные насаждения – это самый ненужный элемент, - сокрушается Галина Юпина, начальник отдела оптимизации наземных экосистем Института экологии и географии КФУ.
Стотысячный рекорд
- Галина Александровна, глава исполкома Д. Калинкин в рамках «Зелёного рекорда» обещал удвоить число высаженных деревьев. Вам не кажется, что это несистемный подход?
- Сам по себе «Зелёный рекорд» - мероприятие хорошее. Но во время подготовки к Универсиаде было вырублено почти 150 тыс. деревьев, а посадили 100 тыс. Площади самих зелёных зон остались те же. Насаждений по-прежнему не хватает - они составляют примерно 50-60% от требуемого. Есть проблемы и по сохранению зелёных территорий.
- В 2012 г. вы предложили меры, которые позволят сохранить экологическое наследие города: создание природно-экологического каркаса, восстановление сада «Эрмитаж», урочища «Немецкая Швейцария». Как мэрия воспринимает эти идеи?
- В последнее время отношение города к этим вопросам изменилось. Общественность и специалисты, видимо, достучались. В этом году состоится комплексное экологическое обследование зелёных зон Московского и Кировского районов. Сейчас озеленение города требует более профессионального подхода, с учётом ландшафтных особенностей. Казань по рельефу неоднородна – где-то низина, где-то возвышенность, есть водоёмы. Посадки нужно выбирать с учётом экологических особенностей растений. Учитывать, что некоторые виды деревьев в естественных условиях могут жить 150-200 лет, а в городе – 40-50. К тому же озеленение требует огромных затрат.
Надо спасать зелёные территории, сохранить исторические сады, скверы и парки: восстановить парк Горького - «Русскую Швейцарию», как его ещё называли, территорию левобережья Казанки с парковой зоной, в которую входят историческая «Немецкая Швейцария», ООПТ «Скотские Горы». Ранее они составляли ландшафтный комплекс в центре города.
Рискуют исчезнуть и внутриквартальные насаждения. По новому постановлению по противопожарной безопасности деревья не могут находиться ближе пяти метров от стен. Вся зелень, особенно во внутренних кварталах, высаживалась 20-30 лет назад. Сейчас эти хорошие взрослые деревья - мощный биофильтр, даже более сильный по сравнению с масштабными молодыми посадками. Именно внутренние кварталы, построенные в прошлом веке, отличаются наиболее благоприятной экологической средой в отличие от современных застроек. И инспекторы по каждому дереву принимают решение – оставлять его или убирать.
Ещё одна проблема: на стадии проектирования любой постройки насаждения стоят на последнем месте. Из-за дороговизны земли строительство идёт очень плотно. Порой, чтобы прокладка коммуникаций обошлась дешевле, жертвуют чем угодно. Так, в районе кинотеатра «Дружба» снесли шикарные исполинские ели - бесценные высокодекоративные деревья, адаптированные к городу, находившиеся в возрасте более 40 лет.
Несмотря на то что улучшения есть, город по-прежнему остаётся экологически неблагоприятным. Иногда прихожу к мысли, что зелёные насаждения – самая ненужная часть города. Но людям это необходимо. Где гулять детям, мамам с колясками? По нормативам зелёные зоны должны располагаться примерно в 20 минутах ходьбы от застройки.
Под защиту закона
- Одним из первых этапов по сохранению зелёных территорий называли юридическое закрепление их статуса…
- Постановка на кадастр – это юридическая защита и один из путей спасения. Сейчас в списке земель, подлежащих постановке на такой учёт, - Ноксинский лес, он будет иметь чётко прописанный регламент площади. На очереди ещё пять объектов. В черте Казани есть много интересных бывших лесных массивов, которые из-за расширения границ оказались в городской среде. Им нужен статус.
Меня больше всего беспокоят заброшенные зелёные насаждения, такие как Тэцевский парк. Главная ценность этой зоны в том, что она расположена между крупным жилым районом, промышленной зоной и загруженной автомагистралью. Опасаюсь, что найдётся инвестор, который получит разрешение на эту территорию. Подобных резервных кусков, из которых можно создавать парки, у нас много. Их тоже нужно ставить на кадастр, но это очень долго и дорого. В Санкт-Петербурге, например, не тратя деньги на кадастр, издали постановление, где списком указали особо охраняемые территории. Петербург и Москва относятся к особой категории городов, законодательно там можно принимать такие постановления. Мы тоже можем попробовать найти альтернативный путь.
От центра к окраинам
- Объединение зелёных насаждений в единый комплекс обсуждается не первый год. Из каких территорий он будет формироваться?
- Природно-экологический каркас включает природные и искусственно созданные насаждения, водоёмы. В него войдут парк Горького, Троицкий и Ноксинский леса, река Казанка, проток Булак, все озёра. Вода является одним из главных элементов каркаса. Очищение воздуха происходит в большей степени на открытых акваториях - над озером, рекой, каналом. Элементы каркаса должны идти от центра города к окраине, соединяться и образовывать зелёный коридор. Самое сложное – сделать его непрерывным, так как внутри города зелёные территории разорваны застройками.
На его создание может уйти три-пять лет. Казань станет красивой только тогда, когда мы создадим неповторимые ландшафты, гармонирующие с городской застройкой.