Подайте кто может или как мошенники зарабатывают на нашем милосердии

Неужели, наша медицина, в которую вкладываются огромные средства, не в силах помочь маленьким татарстанцам? Может, но далеко не всем.  О таких, например, пишет «аифовский» фонд «Доброе сердце».  Есть и другие хорошо зарекомендовавшие себя фонды. А вот кто остальные? Сколько их в Татарстане, и сколько реально детей нуждается в дорогостоящей  помощи за границей? «АиФ-Казань» провёл своё расследование. 

   
   

Вот так пожалели… 

Вопиющий факт мошенничества недавно всплыл в Казани. На выдуманной трагедии спекулировала молодая мама. Через интернет собирала деньги для лечения тяжелобольной дочки. Публиковала фото маленькой пациентки, обвешанной трубками, в социальных сетях. Рассказывала о бессердечности врачей, отказывающихся проводить жизненно необходимую операцию, пока она не заплатит кругленькую сумму. Когда доверчивые казанцы (в основном, мамы маленьких детей) привозили деньги, девушка продолжала жаловаться и плакать. Одна из женщин настолько растрогалась, что даже написала письмо на имя президента Татарстана с просьбой помочь попавшей в беду семье.

Языком цифр
Ежегодно в Татарстане от тяжёлых, неизлечимых заболеваний умирает около 100 детей в возрасте от 1 года до 18 лет. От 18 до 25 лет эта цифра в разы больше, не говоря уже о более старших возрастных группах. По последним данным, в паллиативной и хосписной помощи в Татарстане нуждаются около 200 детей в возрасте до 18 лет. В результате тяжёлой болезни и смерти ребенка оказываются травмированными 10-12 человек (семья, соседи, друзья, коллеги по работе), а значит, жертвами болезни становятся еще 1-2 тыс. человек. (По данным минздрава РТ)

На деле оказалось, что оба ребёнка горе-мамаши здоровы и во врачебной помощи не нуждаются. А собранные деньги женщина потратила на себя любимую и своего молодого человека: покупала ему дорогие подарки и навороченные телефоны последних марок. 

Как рассказали «АиФ-Казань» в МВД по РТ, пока в республике это единичный случай такого рода мошенничества, который удалось зафиксировать. Ведомство готовит материалы для возбуждения уголовного дела, опрашивает жертв обмана. Точное число пострадавших и общая сумма ущерба пока неизвестны.  

Собирать деньги под разные нужды сегодня стало выгодным бизнесом. Иначе не росло бы число всевозможных благотворительных организаций. Судите сами: в Управлении Минюста по РТ в 2012 г. было зарегистрировано  42  благотворительных фонда, в этом году 27. Ещё пять лет назад их было 18.      
   

Есть и просто «доброхоты», которые от имени неких больных детей и их родителей рассылают письма во всевозможные инстанции, очевидно, надеясь, что где-нибудь да не станут проверять информацию, а дадут денег, просто поверив на слово. 

Существуют и более изощрённые схемы: как рассказали «АиФ-Казань» в Детской республиканской больнице, есть «волонтёры», которые сами  находят родителей тяжелобольных детей и предлагают им помощь в сборе необходимых сумм. При условии, что 50% они забирают себе. Есть и откровенные телефонные мошенничества: в социальных сетях оставляют сообщения о больном ребёнке, что ему срочно нужна помощь, а также указывается телефон мамы или папы для связи. Позвонивший по нему человек может лишиться всех денег на своём мобильном телефоне.

Мама, в одиночку воспитывающая дочку с тяжёлой формой ДЦП, рассказала такой случай. Однажды ей срочно потребовалось уехать из дома, а больного ребёнка оставить было не с кем. Женщина обратилась за помощью к волонтёрам. В итоге семью обокрали.

Не бессильны

А ведь отечественная медицина не такая уж беспомощная. Во всяком случае, министр здравоохранения РФ В. Скворцова  на вопрос «Насколько оправданны бесконечные акции сбора денег, чтобы послать очередного ребёнка на лечение за рубеж?» ответила так: «Со всей ответственностью могу заявить: у нас уже нет ограничений для детей в получении высокотехнологичной помощи. И нет длинных очередей. Все необходимые плановые операции проводятся в 10 - 30-дневный срок. Экстренные операции - вне очереди. В 2010 году такую помощь получили 30,9 тыс. детей, в 2011 году - 54,7 тыс., в 2012-м - более 70 тыс. детей. И только в тех редких случаях, когда необходимая операция не может быть сделана в наших клиниках, даётся направление на зарубежное лечение. Притом такое лечение оплачивается государством».

- Большинство операций, которые делают за рубежом, можно сделать и в России, причём за счёт средств регионального или федерального бюджетов, - рассказали «АиФ-Казань» в отделе организации медицинской помощи детям и службы родовспоможения из минздрава РТ. - Чтобы получить такую помощь, нужно зарегистрировать ребёнка в благотворительном фонде, например, Анжелы Вавиловой. Либо встать на учёт в Реестр благополучателей республиканского совета по вопросам благотворительной деятельности РТ.  Здесь нет квот: количество детей, которые могут встать на учёт, не ограничено, регистрация в фондах и реестре бесплатная. Единственная оговорка: родителям придётся написать заявление, в котором помимо персональных данных нужно будет указать диагноз ребёнка. На это идут не все.  Детей с тяжёлыми заболеваниями направляют в ДРКБ либо в федеральные центры - Москву или Санкт-Петербург. В медучреждения, которые оборудованы не хуже, чем в Европе. Так что чаще всего волонтёры, которые собирают деньги на лечение детей за границей, являются обманщиками. Но бывают случаи, когда родители попросту не знают о таких учреждениях. Чтобы узнать, каким детям реально требуется помощь, нужно обратиться в благотворительные фонды или реестр. 

А вот сколько детей в РТ и с какими заболеваниями состоят на учёте в реестре, в минздраве так и не сказали. 

Очень часто деньги на поездки в иногородние центры собирают для детей с ДЦП. Неужели, помочь им нельзя в республике?

- В Татарстане дети могут посещать реабилитационные центры 2-4 месяца в году, - объясняет Наталья Гилазева, специалист благотворительного фонда «Альпари». – Родители начинают искать, где в России пройти дополнительную реабилитацию за деньги. Многие собирают средства на виды терапии, которые не предоставляются бесплатно, или на приспособления, необходимые для развития детей. Проблема в том, что в некоторых центрах слишком обнадёживают родителей, желая заработать. Ведь есть разные формы ДЦП. То, что помогло одному ребёнку, может навредить другому. А семьям нужна надежда, они готовы верить. Людям, которые хотят помочь детям, лучше перестраховаться. Проверить телефон в интернете или передавать деньги через благотворительные фонды. Можно попросить организовать встречу с семьёй. Мы и сами, проверяя информацию родителей, иногда сталкиваемся с обманом. Например, нам приносят свидетельство о рождении ребёнка, а оказывается, что это однофамилец, и документ откуда-то скачан. Однако не стоит думать, что за каждым призывом о сборе денег скрываются мошенники. Детей, действительно нуждающихся в помощи, немало. 

Ушлые родители

Владимир Вавилов

Владимир Вавилов, председатель правления благотворительного фонда им. Анжелы Вавиловой:

- Человеку, желающему  помочь, следует узнать, стоит ли ребёнок на учёте в больнице. Проверять информацию нужно у врачей. За годы работы нашего фонда мы не раз сталкивались с тем, что мамы и папы собирали средства на процедуры, которые ребёнку не требовались, и тратили их на себя. Был даже случай, когда семья продолжала сбор денег на лечение, хотя онкобольного ребёнка полгода не было в живых.

Больных детей много, но не каждому требуется лечение за границей. Зарекомендовавшие себя фонды работают по следующей схеме. Консилиум врачей выносит заключение, что в России помочь пациенту нельзя. С зарубежной клиникой заключается договор, выставляется счёт. И только после этого начинается сбор средств. Но это единицы! В 98% случаев заграничное лечение – инициатива родителей. Они кого-то послушают и делают вывод: дома не помогут. Да, за рубежом лучше оборудование, нет проблем с донорами, с лекарствами. Но там за всё нужно платить. И если не будет лишнего евро, укол не сделают. А в результате таких поездок мы за наши деньги развиваем их медицину.

Сложность и в том, что появляется много благотворительных фондов. Люди видят возможность заработка. Не понимают, какая это кропотливая работа. Руководители предприятий сегодня получают большое количество просьб о помощи, но реально выстреливает одно из очень многих подобных обращений.

Совет эксперта

Ленар Давлетшин

Ленар Давлетшин, заместитель на­чальника пресс-службы МВД по РТ:

- Если вы видите объявление о сборе средств для больного ребёнка и хотите помочь, нужно убедиться, что это не обман. Многие предпочитают сделать доброе дело анонимно, просто перечислив деньги, однако стоит подстраховаться. Ведь нет гарантии, что сообщение разместили не мошенники, позаимствовав фото чужого ребёнка в интернете. Позвоните на указанный номер, но не с мобильного телефона, а со стационарного. Так никто не сможет снять со счёта деньги. Задавайте дополнительные вопросы. Чем больше, тем лучше. Почитайте о заболевании ребёнка, чтобы говорить предметно и узнать детали о необходимом лечении. У мошенников всегда есть чёткий сценарий, и если вывести их за его рамки, они начнут уходить от ответа или вообще прекратят разговор.