Несмотря на программу «Земский доктор», гранты и почти городские условия в сельских медучреждениях, молодёжь не горит желанием уезжать далеко от города.
За жильем и зарплатой
В 2012-2013 гг. по программе «Земский доктор» в районы Татарстана уехали более 200 молодых специалистов. Цифра небольшая: в одном только Зеленодольском районе не хватает 130 медиков. Как признаются выпускники медвузов, в городе не всегда есть интересная работа, зачастую низкая зарплата. В деревне же, при кадровом голоде, их принимают с удовольствием, а федеральный центр совместно с республикой выделяют ещё и миллион рублей (!) на обустройство.
…Гинеколог Диана Мамедова приехала в столбищенскую амбулаторию сразу после окончания ординатуры. Как узнала про то, что здесь требуется врач, почти не раздумывала, быстро собрала документы. «В Казани я могла бы устроиться в женскую консультацию, но там бы не получила столько бесценного опыта, - говорит девушка. – Здесь кроме основного приёма я веду беременных, принимаю пациентов по диспансеризации. Село Столбище крупное, пациентов много. Недавно проходила курсы по УЗИ и эндокринологии, в общем расширяю специализацию. Вряд ли бы в городе я смогла так развиваться. Врачей из женских консультаций в Казани потихонечку перетягивают в стационар. А у меня со временем будет семья, и ночные дежурства в стационаре окажутся совсем некстати. И Казань рядом, на машине можно доехать за полчаса». Свой миллион Диана потратит на покупку соципотечного жилья в соседних Усадах. Она радуется: наконец, можно будет слезть с шеи родителей.
На приём к другому молодому специалисту - педиатру Алсу Мубаракшиной - очередь. С восьми утра до пяти часов вечера она осматривает маленьких пациентов, бывает, до 70 человек в день. «У нас всё есть: и чистые пеленки, и весы и другие необходимые вещи. Ещё мы должны успеть приехать к детишкам по вызову. В Столбищах в последние годы высокая рождаемость, мы с медсестрой и еще одним педиатром просто нарасхват. Я работаю на полторы ставки, раз в неделю по средам езжу в Габишево, веду приём там. Реализую себя в любимой профессии, и зарплата меня (44 тыс. руб. – Прим.авт.) устраивает».
Столбищенская амбулатория – новая, больницу построили два года назад на месте старой. Кирпичное трехэтажное здание рассчитано на 100 взрослых посетителей в день и 25 детей, есть небольшой дневной стационар и мини-операционная. У больницы свой флюорограф и даже томограф. По отзывам пациентов, лечат здесь хорошо. «Принимают лучше, чем в казанских больницах, - говорит женщина, сидящая в очереди на приём. – Врач молодой, консультирует подробно, разные способы лечения предлагает. Не грубит, вежливо со мной обходится. И лечит аккуратно».
Еcли в Столбище пришли на работу пять земских докторов, то в ЦРБ Верхнеуслонского района приняли сразу восьмерых: двоих педиатров, гинеколога, стоматолога, специалиста по УЗИ, терапевта и эпидемиолога. Дана Зарипова, эпидемиолог и по совместительству заместитель главного врача по медицинскому обслуживанию населения работает уже второй год. «Рабочий день начинается в 7.30 утра, после планёрки все разбегаются по своим делам. Я занимаюсь как организационной работой - просматриваю электронный документооборот – так консультирую пациентов». По словам Даны Искандеровны, молодых сотрудников набирают строго. Смотрят на оценки во время учёбы, на личном собеседовании выясняют, насколько серьёзно врач относится к профессии. Перед тем, как приступить к работе, проводят для них месячные курсы. «Здорово, что наши идеи здесь поддерживают. Например, в прошлом году ко дню борьбы с гипертонией организовали акцию. Собрали всех сотрудников и жителей села и предложили измерить им давление. Поначалу относились с недоверием, а потом много появилось желающих».
«Земским доктором» может стать молодой специалист до 35 лет. В 2012 году по программе на село уехали работать 155 врачей (план выполнили на 200%), в 2013 году – 56. Медикам выделяют 1 миллион рублей (по 500 тыс из федерального и регионального бюджетов) и по 100 тыс рублей от района. Деньги врачи могут потратить по своему усмотрению, но чаще всего приобретают на них жильё. По договору врач должен отработать на селе 5 лет, после этого у него есть выбор: оставаться на месте или перебираться в город. Если врач не выполнит условия договора, он должен будет вернуть остаток денег, которые не успел отработать. Пока в республике зарегистрирован только один такой случай – челнинка Римма Шайдуллина уехала работать в амбулаторию села Кузкеево Тукаевского района, но через 11 месяцев решила вернуться обратно к семье. Выделенные деньги она потратила на иномарку. Пришлось вернуть государству 921 тыс. рублей.
Вернуть распределение
- Для Татарстана это особенно чувствительно, поскольку у нас посёлков городского типа много, - говорит Юрий КННИ, начальник отдела кадров министерства здравоохранения РТ. - Лидируют Лаишевский, Пестречинский, Тюлячинский и Высокогорский районы, там план перевыполнен. Хорошо пополнился врачебный состав в больницах Алькеевского и Дрожжановского районов. А вот, например, в пгт Уруссу Ютазинского района требуются врачи разных профилей.
В уруссинской больнице нуждаются в трех педиатрах, двух терапевтах, офтальмологах и акушере-гинекологе. Проблему нехватки персонала там решают как везде в РТ - сотрудники работают на полторы ставки. По словам главврача медучреждения Рената Фаттыхова, в последние годы ситуация немного начала улучшаться. Благодаря поддержке исполкома приняли на работу 5-6 врачей, предоставили им жильё за счёт внутренних резервов и жилых площадей. В основном это те доктора, которые сами родом из Ютазинского района, но учились в других городах: Самаре, Казани. И больница готова принять ещё врачей, платить им около 30 тыс рублей и предоставить жильё. Но молодёжь всё равно в глубинку не едет. «Работают стереотипы: что, мол, здесь не условий, необходимой техники, - говорит Ренат Габдуллович. - Один на один с пациентом якобы без техники. Сказывается и психологическая неготовность жить в деревне». Выход главврач видит один: вернуть распределение после окончания вуза. Пусть молодой специалист отработает хотя бы пять лет. «Побыли бы врачами на селе, у них бы ушел страх перед этой работой. Наглядная иллюстрация: у моего друга дочь недавно закончила КГМУ. Из 30 её одногруппников в профессию пошли всего пятеро».
В Зеленодольском районе не хватает более 130 специалистов. В районной ЦРБ 30% сотрудников вот-вот уйдут на пенсию, а молодые кадры не приходят. Зато часто звонят из Челябинска, Марий Эл и Калмыкии, интересуются программой гранта (500 тысяч специалистам из других регионов). Правда, приезжают на работу редко. «Всем ведь хочется работать на интересном месте, набираться опыта у коллег, - говорит Наталья Туганцева, замглавного врача по кадрам Зеленодольской ЦРБ. – Проблемы начались, когда появились частные клиники. Все ушли туда. Это ведь удобно: там пациенты особо характер не показывают, не капризничают, да и зарплата выше. А у нас требования очень жёсткие, работать тяжело».
Так и выходит, что программ и грантов в республике запущено много, а в профессии всё равно остаются не все. А те, кто всё же остался, покрыть кадрового голода не могут.
Как решают проблему?
Кроме программы «Земский доктор» и полумиллионного гранта, минздрав республики осуществляет несколько проектов. Так, в 2013 году в КГМУ было выдано 117 целевых направлений для поступления абитуриентов в вуз. Также в прошлом году 202 выпускника были распределены в целевую бюджетную интернатуру. Ещё одна программа – финансирование 50% стоимости обучения на лечебном факультете медуниверситета. Половину оплачивает сам студент, половину – муниципальное образование, где позже молодой врач и будет работать. При этом стоимость - 109 тысяч рублей в год - остаётся фиксированной на всём сроке обучения. В программу попали две группы из 49 человек на лечебном и педиатрическом факультетах.
Чтобы покрыть нехватку врачей-фтизиатров, инфекционистов, наркологов, психиатров и решить вопрос трудоустройства выпускников медико-профилактического факультета КГМУ, студентов четвертого и пятого курсов переводят на лечебный факультет. Каждый студент заключает договор со специализированными учреждениями на условиях софинансирования обучения. Обязательная отработка после окончания вуза в этом случае длится 5 лет.
Традиционно для врачей организуют стажировки. В 2013 году 35 врачей казанской горбольницы №7 прошли стажировку в клиниках США, Франции, Германии, Словении, Израиля. Обучают медиков и в казанском Образовательном центре Высоких медицинских технологий. В целях повышения престижа профессии ежегодно проводится конкурс «Ак чэчэклэр», победителям вручаются памятные подарки и сертификаты на стажировку в зарубежные клиники.
Мнение
- В целом число врачей в республике остаётся одинаковым на протяжении нескольких лет: около 12 тыс. человек. Задачу нужно решать внутри, правильно распределять врачей по отраслям. У нас большие проблемы из-за того, что медики ушли в стационарный сектор. Любой выпускник желает работать в высокотехнологичном стационаре, дефицит в основном в поликлиниках. Нужно производить глобальные структурные изменения в отрасли. Наши врачи при существующих условиях не потянутся в село. «Земский доктор» - это одномоментная вещь и не всегда эффективная. Например, если больного привезут из дома ночью, смотреть его будет некому. Или представьте ситуацию: на село приехала девушка и вскоре ушла в декретный отпуск. Кто заменит этого врача? Нужна инфраструктура для нормальной работы, условия, чтобы врачи могли диагностировать болезнь. А организовать это на селе невозможно, так как очень дорого обойдется. Надо создавать крупные медицинские центры, работающие круглосуточно на 5-6 муниципальных образований на уровне РКБ. Чтобы люди могли приезжать и получать там такую же медицинскую помощь, как в Казани.
- Нужно расширять бюджетные места и вернуть распределение. Чтобы после окончания вуза выпускники минимум 3 года отработали. Появление платной медицины сыграло отрицательную роль. В частных клиниках больше платят, поэтому врачи уходят туда. В бюджетных поликлиниках сейчас также есть платные приёмы. Но они организованы неграмотно: сидишь в очереди… там инвалиды, пенсионеры. И вдруг приходит молодой человек и заявляет: я же платник, пустите меня! Это сильно бьёт по репутации врача. Да и устает он от такого количества больных, ведь у него получается двойной норматив. Кто же захочет так работать? Что касается ситуации на селе… Чтобы молодежь туда стремилась, нужно воспитывать любовь к профессии. В семье и институте. Сейчас слишком много формализма, лишь бы скорее принять, лишь бы выполнить план. В медицину должны пойти бессребреники, которые любят людей и имеют настоящее желание им помогать.
Смотрите также:
- Между жизнью и смертью. Для чего нужна паллиативная медицина? →
- Спасите врачей. Почему на селе лечить некому? →
- Почему мы боимся поликлиник? →