Примерное время чтения: 11 минут
2935

Советы казанского врача: как сберечь хорошее зрение у ребенка

Ваш малыш слишком близко подходит к телевизору или отказывается рассматривать картинки в книжке? Значит, пора к окулисту – возможно, у вашего ребёнка серьёзные проблемы со зрением. О том, что ещё нужно знать об особенностях детских глаз, рассказала Людмила Филиппова - врач высшей категории Республиканской клинической офтальмологической больницы Минздрава РТ, которая уже 40 лет занимается проблемами зрения у детей.

Тенденция: близорукость подкрадывается к малышам

«АиФ-Казань»: Людмила Михайловна, что сейчас вас тревожит как специалиста?

Людмила Филиппова: То, как в возрастном отношении переместилась близорукость. Если раньше она развивалась у детей в 10-13 лет, то сейчас начинается с дошкольного возраста. Ещё 20-30 лет назад только 25% школьников страдало близорукостью, сейчас этот процент увеличился в разы.

Эта тревожная тенденция  связана с тем, что современные дети испытывают колоссальную мониторную нагрузку: с раннего возраста сидят за компьютерами, пользуются сотовыми телефонами, планшетами и другими техническими средствами, имеющие мониторы. Много бесконтрольного просмотра телевизионных передач.

Складывается непростая ситуация: сначала дети в дошкольном возрасте получают большую зрительную нагрузку, а потом ещё и в школе, где она возрастает. К примеру, компьютерную грамоту дети начинают осваивать в седьмом классе, но задания, которые выполняются на компьютере, они получают намного раньше. Интерактивные доски, сейчас широко используемые  в школах, тоже способствуют зрительному напряжению и, соответственно, развивается близорукость у детей.

«АиФ-Казань»: У городских детей больше шансов «заработать» близорукость, чем у сельских?

Людмила Филиппова: В городских условиях дети в основном ведут малоподвижный образ жизни – много сидят в школе, потом дома перед телевизором, за компьютерами и т.д. Спортом, к сожалению, занимаются далеко не все. Даже 20 лет назад среди детей, живущих  в сельской местности, было меньше близоруких.  Но это связано с тем, что они больше бегают, двигаются, и физическая активность у них больше, не было мониторов. Хотя в настоящее время компьютерная нагрузка у них возросла, и сельские дети мало чем отличаются от городских.

Фото: www.russianlook.com

«АиФ-Казань»: Выходит, что в близорукости детей в основном виноваты родители – не ограничили пользование планшетом, ТВ, пустили на самотёк…

Людмила Филиппова: Именно так. Сколько бы я здесь ни говорила родителям, которые приходят к нам с детьми, ситуация мало меняется. Но у ребят, которым ограничивают зрительную нагрузку, кто занимается спортом, и проходят у нас лечение при наличии близорукости, прогноз в плане проблем со зрением более благоприятный.

«АиФ-Казань»:  Какие ещё заболевания лидируют в структуре проблем со зрением у детей?

Людмила Филиппова: Косоглазие и дальнозоркость. Косоглазие бывает разного типа. Первый связан с неврологическими нарушениями мозгового кровообращения, развивается с первого года жизни, и является в основном следствием родовой травмы.

Другой вид косоглазия связан с наличием гиперметропии, то есть с дальнозоркостью, когда фокусное расстояние уходит за глаз, и фокусировки изображения на сетчатке глаза нет. Если с самого раннего возраста на сетчатке нет правильного фокуса, она развивается недостаточно. В данной ситуации высока предрасположенность к развитию косоглазия и амблиопии. Поэтому обязательно следует проверять глаза ребёнка в годовалом возрасте на широкий зрачок, когда мы можем определить его рефракцию и сказать родителям, будет у ребёнка косоглазие или нет. Если в годик у малыша обнаруживается дальнозоркость, и ему надевают очки, то косоглазие со временем не разовьётся.

Между тем, дальнозоркость у детей сама по себе – это не болезнь. Это такое строение глаза. А вот когда на фоне гиперметропии развиваются амблиопия и косоглазие – это уже заболевания, которые нужно лечить и наблюдать.

Фото: www.russianlook.com

«АиФ-Казань»: Если всё-таки косоглазие развилось, оно излечимо?

Людмила Филиппова: Существует система лечения, согласно которой в первую очередь необходимо повысить и  выровнять остроту зрения обоих глаз, создать их правильное положение и восстановить бинокулярное зрение. Сроки лечения разные, но в среднем на это уходит 5-7 лет.

Строение глаз меняется к 15-16 годам. Наша задача – с помощью аппаратного лечения и очковой коррекции добиться высокой остроты зрения обоих глаз.  Если в 15-16 лет остаётся амметропия, её можно исправить оперативным путем с помощью лазерной коррекции. Эти операции сейчас высокотехнологичные, и мы их рекомендуем делать после 18 лет по желанию пациента.

«АиФ-Казань»:  Дальнозоркость является противопоказанием к занятиям спортом?

Людмила Филиппова: По некоторым видам есть ограничения и даже противопоказания, но для общефизической подготовки препятствий нет. В каждом конкретном случае необходима консультация офтальмолога.

Уникальная система Аветисова

«АиФ-Казань»: Кстати, об аппаратном лечении. Французский окулист, у которого мне довелось как-то побывать, был очень удивлен тем, что у нас существует такая практика.

Людмила Филиппова: Ни в Европе, ни в Америке нет аналогов системе, которую разработал профессор Аветисов лет 30 назад. Мы работаем по ней много лет и видим очень хорошие результаты. В Казани есть специализированные детские сады для лечения детей с косоглазием и амблиопией, кабинеты органы зрения детей. Современная аппаратура позволяет провести комплексное обследование детей любого возраста.  Аппаратные методы лечения позволяют повысить остроту зрения при амблиопии, развить бинокулярное зрение, остановить прогрессирование близорукости.

Профилактика дешевле всего

«АиФ-Казань»:  Как часто надо проверять зрение у детей?

Людмила Филиппова: Профессор Аветисов также разработал систему диспансерной проверки детей: дошкольники и учащиеся младших классов должны проверяться ежегодно, старшеклассники – через два года. Раз в год необходимо самостоятельно посещать квалифицированного специалиста и обязательно – перед детским садом должна проходить проверка зрения у детей.

«АиФ-Казань»: Как определить, хорошо маленький ребёнок видит или плохо?

Людмила Филиппова: Если он близко подходит к телевизору – это первый признак того, что он, вероятно, плохо видит. Ему не нравится рисовать или рассматривать картинки – это также может говорить о проблемах со зрением. Ребёнок  не рассматривает книжки не потому, что не хочет, а потому, что не видит. О плохом зрении может свидетельствовать тот факт, что малыш предпочитает только большие и яркие игрушки. Это признаки того, что с ребенком необходимо обратиться к врачу, который определит, есть ли патология.

«АиФ-Казань»: Может ли быть поводом для беспокойства, если меняется цвет глаз у ребенка?

Людмила Филиппова: Если в течение первого года жизни – норма. Обратитесь к врачу, если ребёнок вдруг начинает почёсывать глаза, у них меняется цвет: например, у малыша с голубыми глазами он становится зеленоватым. Глаз может менять цвет при некоторых системных заболеваниях.

«АиФ-Казань»: Говорят, что читать лёжа – не вредно, а даже наоборот. Это так?

Людмила Филиппова: Всё дело в том, в каком положении находятся глаза во время чтения. Каждый глаз держит группа из шести мышц. И при чтении глаз должен находиться в таком положении, чтобы все мышцы правильно, соразмерно и пропорционально работали. Это происходит не всегда, поэтому читать лучше сидя.

Если ребёнок читает сидя, нужно, чтобы стол был правильной высоты, освещение - достаточно хорошим, лампа обязательно должна быть с абажуром, чтобы яркий свет не попадал в глаза. Расстояние от книги до глаз - 30-33 сантиметра. Это тоже очень важно знать, так как чтение на близком расстоянии приводит к напряжению цилиарной мышцы глаза, что может вызвать развитие близорукости.

Технологичные разработки

«АиФ-Казань»: Насколько точна компьютерная диагностика, которую сейчас предлагают салоны оптики?

Людмила Филиппова: Она надёжна только для взрослых, у детей всё надо перепроверять и в исследовании обязательно использовать скиаскопию. Я делаю офторефрактометрию до расширения зрачка и после: данные получаются разные. Между тем, существуют детские рефрактометры, но они дорогие  и не каждый кабинет может их себе позволить.

«АиФ-Казань»: Фирмы по продаже оптики широко рекламируют детские линзы: вы «за» или «против»?

Людмила Филиппова: Я не против линз, но совсем маленькому ребенку они нужны только при определённых показаниях, что бывает в редких случаях. Другое дело подростки, особенно те, кто занимается спортом, например, баскетболом, волейболом. Или дети, которые категорически отказываются носить очки.

В чём минус линз? Производители хоть и утверждают, что их изделие изготовлено из прекрасного и дышащего материала, но не бывает стопроцентно воздухопроницаемых линз. У детей, носящих контактные линзы, со временем может развиться синдром сухого глаза. Это нежелательно. Каждая линза лежит в контейнере в растворах с консервантами, которые могут вызвать аллергические реакции, нарушить слезную пленку. Иными словами, оптимальный возраст, чтобы начать носить контактные линзы – подростковый.

«АиФ-Казань»: Что нужно знать, выбирая очки?

Людмила Филиппова: Очки приобретаются исключительно по рецепту врача-офтальмолога, только он может сказать, что вам нужно. Обычно я сама стараюсь объяснить, какую оправу ребенку надо выбирать.  Что касается очков с отверстиями, то уже давно доказано: они не только неэффективны, но и вредят нашим глазам, так как используются неправильно.

Фото: www.globallookpress.com

На заметку

Зарядка для глаз, разработанная профессором Аветисовым.

Все упражнения для зрения выполняются сидя, в течение 3-5 минут.

Упражнение 1

Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперед, сделать выдох. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 2

Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки крепко зажмурить глаза и затем открыть веки. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 3

Руки – на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 4

Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.  Повторить 5-6 раз.

Упражнение 5

Руки – вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (вдох). Повторить 4-5 раз.

Упражнение 6

Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2-3 секунды, перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 7

Закрыть веки, в течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах