Речевой эффект. Что делать, если ребёнок плохо говорит?

Категория:  Архив Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14 01/04/2014
Речевой эффект. Что делать, если ребёнок плохо говорит?
Ответ редакции

Как с этим бороться и подготовить малышей к школе? На вопросы читателей отвечает Рамзия Ахметьянова, врач-невролог.

- Что может быть причиной задержки речевого развития у ребёнка и когда нужно начинать беспокоиться?

- Причины задержки речи могут быть разными. Во-первых, осложнения во время беременности, во-вторых, перинатальная патология нерв­ной системы ребенка (такой диагноз ставят чаще всего), родовая травма, нехватка кислорода во время родов, повышенное внутричерепное давление у ребёнка, простудные заболевания. В-третьих, наследственный фактор. Наконец, иногда виноваты и сами родители, которые мало разговаривают с детьми.

Если ребёнок в три года не разговаривает, то это одно­значно задержка развития речи и малыша необходимо лечить.

Словарный запас ребёнка в возрасте одного года должен быть 5-6 слов. И если у него не проявляется познавательный интерес к игрушкам, нет доречевого развития, т.е. лепета, это значит, что речевая активность снижена. В полтора года ребёнок должен понимать обращенную к нему речь, смотреть в сторону, когда у него спрашивают: «Где? Что?», понимать слово «нельзя». Его речевой запас возрастает до 15-20 слов.

Лечите по слогам 

- Сыну четыре года, говорит только отдельные слоги, болтает что-то на своём языке, я заставляю произносить слово целиком. Что с ним такое и будет ли он нормально разговаривать?

- Для восстановления речи детям в таком возрасте проводят комплексное лечение. Во-первых, микротоковую рефлексотерапию (для активации речевых зон головного мозга, которые отвечают за словарный запас, понимание речи, желание разговаривать и навык построения предложений). Во-вторых, развивающие занятия с логопедом-дефектологом. И, наконец, логопедический массаж для улучшения дикции.

- Воспитатель в детском саду сказала про моего ребёнка, что он плохо контактирует с другими детьми. Является ли это признаком неврологического заболевания?

- Ребёнка целесообразно показать специалисту-неврологу, чтобы определить, есть ли какие-либо отклонения в развитии, которые необходимо откорректировать. 

- Что делать, если ребёнок в два года ходит на цыпочках, ведет себя агрессивно, часто плачет?

- Ходьба на носочках - это признак повышенного мышечного тонуса. И вместе с агрессией и возбудимостью такие проявления расцениваются неврологом как последствия родовой травмы, которые необходимо своевременно лечить, чтобы в дальнейшем ребёнок мог правильно развиваться. 

Головная боль – от школы?

- После занятий в школе ребёнок часто жалуется на головные боли. С чем это может быть связано?

- Причины могут быть разные, но самая распространённая - это повышенное внутричерепное давление, которое приводит не только к головной боли, но и может приводить к ухудшению успеваемости в школе. Поэтому так важно своевременно обратиться к специалисту.

- Какие физио- или иные процедуры могут помочь ребёнку с диагнозом ДЦП?

- Помимо стандартных физио­процедур и массажа детям с ДЦП целесообразно проводить микротоковую рефлексотерапию,  которая позволяет корректировать тонус спастических мышц для облегчения движений, активизировать зоны головного мозга, отвечающие за выработку новых двигательных навыков (удержания головы, ползания и т.д.) и за речевое развитие ребёнка.

Смотрите также: