Операции на симуляторах
«В любой сфере деятельности важно учитывать вопросы этики, - говорят специалисты Образовательного центра высоких медицинских технологий в Казани. – В медицине это не просто не утверждение, а, скорее, главный принцип работы».
Вопросы этики важны, но без работы с естественным трупным материалом или альтернативными материалами, заменяющими его, нельзя стать хорошим специалистом.
Образовательный центр высоких медицинских технологий находится на территории Республиканской клинической больницы Татарстана. Здесь обучение ведется при помощи симуляторов, манекенов и муляжей.
Медицинские симуляторы не только максимально «приближены к реальности», но и имитируют различные клинические сценарии, осложнения, которые возможны во время проведения операций и манипуляций.
В тренировочной операционной DryLab врачи приобретают навыки эндоскопической хирургии. «Видите, врач учится сшивать ткани и формировать узлы», - говорит Нияз Гилязов, координатор профессионального образования Центра. В коробочных тренажерах учебной лаборатории DryLab, на силиконовых моделях органов, практикующие хирурги с опытом работы не менее трех лет отрабатывают необходимые навыки. Все происходящее внутри полости тренажера, выводится на экран монитора через камеру. На силиконовых муляжах тканей и органов есть разрезы различных форм – именно такие приходится сшивать хирургам при операциях.
На эндоскопических стойках с HD-оптикой хирург может научиться координировать свои действия в трехмерном пространстве по плоскому изображению на мониторе и делать малоинвазивные (хирургия, направленная на минимизацию области вмешательства в организм и степень травмирование тканей – прим. автора) операции разной сложности.
«Эндоскопическая операция отличается от полостной. Операционная рана минимальная: три маленьких разреза до 1 см в длину. Хирург вводит инструменты через эти точки и наблюдает полость человека через видеокамеру-эндоскоп. С эндоскопа изображение передается на специальный монитор. Врачи видят органы человека на экране, делает операцию», - объясняет Нияз Гилязов.
На экране симулятора - брюшная полость человека. «Изображение точно такое же, как хирурги видят при реальных вмешательствах на мониторе эндоскопической стойки. Сейчас врач выполняет операцию по удалению желчного пузыря. Он выбирает инструмент, вводит его в брюшную полость условного «пациента», пережимает сосуды, проток желчного пузыря», - показывает координатор профессионального образования. – Потом выбирает другой медицинский инструмент – ножницы - и отсекает воспаленный орган».
По словам специалиста, оборудование фиксирует все действия обучающегося и позволяет впоследствии анализировать допущенные ошибки. Аппарат также имитирует осложнения, с которыми может столкнуться хирург в реальной жизни – кровотечения, повреждения органов и т.п.
Следующий этап обучения происходит в лаборатории WetLab. Здесь проводятся оперативные вмешательства на живых экспериментальных животных под наркозом и с использованием настоящего медицинского оборудования.
Симуляторы сегодня активно используются при обучении сосудистых и кардиохирургов, врачей-неонатологов. В Образовательном центре есть отдельные лаборатории для освоения навыков артроскопии - здесь врачи учатся делать малоинвазивные операции в колене, плече; офтальмохирургии – здесь проходят тренинги по современным методам лечения катаракты и операций на сетчатке глаза.
Слушателями шестидневных курсов по обучению эндоскопическим операциям могут стать только практикующие хирурги. В Образовательном центре высоких медицинских технологий врачи повышают свою квалификацию и изучают новые методики диагностики и лечения заболеваний. Студенты медицинских специальностей в Центре не учатся, но могут приходить и участвовать в мастер-классах, конференциях, получая знания о новых технологиях в медицине.
«Никакой симулятор не заменит естественное строение организма»
Студенты Казанского государственного медицинского университета проходят занятия на кадаверном (трупном) материале.
«Естественные анатомические препараты используются на практических занятиях при изучении анатомии человека на 1-м и 2-м курсе», - рассказывают на кафедре анатомии Казанского государственного медицинского университета.
Работа с трупным материалом в университете имеет специфические особенности, на первый план выступают вопросы юридического и этического характера. Занятия на кадаверном материале проходят только на территории кафедры анатомии в хорошо проветриваемых и освещенных учебных комнатах и залах. Вынос частей естественных анатомических препаратов за пределы вуза запрещен. Преподаватели требуют бережного отношения к материалам, так как перед студентами находятся останки человека.
Принятый в 1996 году ФЗ «О погребении и похоронном деле» устанавливал, что любой, даже неопознанный и никем не востребованный покойник должен быть похоронен. С тех пор ситуация изменилась. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и последовавшие за ним должностные инструкции устанавливают: с августа 2012 года тело, органы и ткани умершего человека могут использоваться в медицинских, научных и учебных целях, если погибший был опознан, но не объявились родственники или иные законные представители, готовые оплатить похороны.
Согласно законам, кадаверный материал поступает в вуз бесплатно. Университет оплачивает лишь перевозку, организацию хранения и дальнейшего захоронения.
На кафедре поясняют, что никакой симулятор никогда не заменит естественного строения человеческого организма и не сможет точно воспроизвести клиническую ситуацию. «Только работа с трупным материалом способствует приобщению студентов к организму человека и более глубокому познанию его строения. Кроме того, такие занятия развивают у студентов и клиническое мышление: дают возможность наблюдать многочисленные проявления индивидуальных особенностей в строении тканей и органов, что крайне важно в их будущей практической деятельности», - подчеркивают медики.
Смотрите также:
- Не хуже, чем за границей. Как лечат в «городе XXI века» Иннополисе →
- В Казани на медицинских манекенах отрепетируют операции →
- Поликлиника завтрашнего дня →