Современные костюмы, стилизованные в национальном духе, Ирина Фёдоровна создаёт больше десяти лет. Их заказывают представители чувашской диаспоры со всей России. Эти модели помогли Трифоновой поступить на учёбу в «Лабораторию моды» Вячеслава Зайцева. Её коллекции отмечены призами на международном конкурсе «Экзерсис» в Казани и на конкурсе «Лучший национальный стилизованный костюм», который проводила Ассамблея народов Татарстана.
Семейный «герб»
Классический чувашский национальный костюм сложился в XII-XVIII веках. По нему, как по старинному документу, можно изучать историю, традиции народа. Так, например, белые рубашки с орнаментами на груди, которые носят и женщины, и мужчины, чуваши унаследовали от своих предков булгар.
«Белый цвет чуваши считают символом чистоты, – рассказывает Ирина Трифонова. – В древности этому цвету приписывали магические свойства. У чувашей был обычай устраивать в начале лета после сева особый «белый» период. В это время было запрещено беспокоить засеянную семенами землю. Мужчины и женщины надевали белые рубашки, выходили на улицу. Девушки устраивали посиделки, на которых занимались вышивкой по белой ткани. Считалось, что если вышивать в это время по синей, красной ткани, боги могут разгневаться и не послать на поля дождь. Если же в это время кто-то выходил на улицу в цветной одежде, его обливали водой, чтобы уберечься от засухи, не лишиться урожая. Но есть и другое объяснение приверженности белому цвету. Раньше краски для тканей не были распространены, одежду шили из льняных холстов, которые отбеливали на солнце».
По словам модельера, в XIX веке для платьев уже начали использовать ткань, похожую на шотландку, в которой сочетались красный, белый, зелёный и чёрный цвета. Красный цвет символизировал защиту от зла, чёрный – землю, зелёный – жизнь. Если в древности женский костюм состоял из платья-рубашки с вышивкой на подоле и фартука, то позже стали надевать так называемое двойное платье. Оно состояло из нижней укороченной сорочки, под которой были широкие штаны до колен. Сверху надевали длинное свободного кроя платье-рубашку. При этом женщины и девушки обязательно старались подчеркнуть талию. Например, повязывали фартук, если занимались домашним хозяйством. А на праздничное платье надевали вышитый пояс с кистями. Если женщина шла на праздник, сверху надевала сохман. Так называлась верхняя одежда, которая была всегда короче платья-рубашки. Сохман напоминал сюртук или кафтан. На лето его шили из тонкого сукна, на холодное время надевали утеплённый сохман из овчины. Хотя на фотографиях можно увидеть чувашей в лаптях, они в основном носили кожаную обувь. В XIX в. модницы по праздникам щеголяли в сапожках со шнуровкой.
По одежде можно было узнать не только о возрасте, положении человека в обществе, но и о его семье, откуда он родом. Каждый род имел свой особенный рисунок, вышивал свой семейный «герб». У женщин такие родовые символы чаще всего украшали подол платья-рубашки. В качестве основы для орнаментов использовались древние чувашские руны.
Красавицы в шлемах
Мужской костюм был довольно простым: белая рубаха, штаны, белый или серый суконный халат. Одним из главных украшений у мужчин была вышивка по вороту рубашки. Для вышивки использовали в основном чёрный, зелёный, красный цвета, разрез рубахи вышивали чёрной шерстью. А вот у женщин смысловым центром одежды считался головной убор.
«Костюм женщины отличается от костюма незамужней девушки прежде всего головным убором, – отмечает Ирина Трифонова. – Головной убор девушки называется тухья. Это шапочка из холста, она напоминает своей формой шлем. Степные чуваши носили тухью остроконечной формы. В других районах тухья могла быть круглой. Раньше её полностью обшивали серебряными монетами, а сейчас украшают бисером. В таком головном уборе чувашка становилась похожа на амазонку. По словам историков, этот образ не был случайным. В древности чувашские женщины могли сражаться с врагами наравне с мужчиной, в мирной жизни они были партнёрами своих мужей. Во время праздников чувашские красавицы не просто подавали блюда мужчинам и их гостям, а как равные сидели за одним столом с представителями сильного пола».
Замужняя женщина носила головной убор с открытым верхом (хушпу). Если закрытая со всех сторон тухья считалась символом целомудрия девушки, то хушпу означал, что женщина вышла замуж, родила ребёнка, у неё есть потомство. Ещё одна говорящая деталь костюма – вышитые на рубашках розетки. Так, кормящие ребёнка грудью женщины вышивали на груди две симметричные розетки с узорами, так называемые кеске. Это был оберег и для матери, и для ребёнка, чтобы у женщины не пропало молоко, чтобы её ребёнок вырос здоровым. У всех остальных – девушек, юношей и пожилых – на груди был асимметричный декор.
Поскольку банков в старину не было, женщины все свои богатства держали при себе. Надевали массивные нагрудные украшения из серебряных монет. Серебро, как и белый цвет, считалось символом чистоты.
На все случаи жизни были особые костюмы. Самую богатую и красивую одежду готовили к свадьбе. Невеста наряжалась в лучшую белую рубашку с вышитыми узорами, надевала украшения. Во время свадьбы её сажали за стол, на особую подушку, а на голову поверх тухьи накладывали белое покрывало. Сваху на свадьбе можно было узнать по белому или пёстрому халату, шапке с меховой опушкой. На свадьбах обязательной частью наряда были платки с богатыми узорами, бахромой и кистями. Их привязывали к концам рукавов, подшивали к подмышкам, держали в руках. Жених и его друзья прикалывали к своей одежде белые холщовые платки с красной бахромой, сложенные треугольником. Считалось, что платки предохраняют молодых от порчи и сглаза.