Из ВДВ-шника в дрессировщики кошек. Один день с инспектором манежа цирка

Фото из архива Владимира Анисимова / Из личного архива

Владимир Анисимов - представитель редкой профессии, которую в старину называли шпрехшталмейстер, а сейчас именуют проще — инспекторами ма­нежа.

   
   

В старом цирке шпрехшталмейстер был владельцем труппы: набирал артистов, собирал про­грамму представления и следил за тем, что­бы каждый исполнитель качественно отрабо­тал номера.

Инспектор манежа Казанского цирка Владимир Анисимов. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

В современном цирке инспектор манежа занимает не менее важное ме­сто. Он приветствует зрителей, объявляет но­мера программы, организует ее, пригла­шает на арену униформистов (рабочих сцены), руководит установкой оборудования, следит за безопасностью артистов, рассчитывает их рабочее время и решает другие административные задачи.

Как десантник начал дрессировать кошек

66-летний инспектор, больше похожий на военнослужащего, чем на ведущего программы, приходит на место службы к 9.00-10.00. Одну из стен его небольшого кабинета занимает стеклянный шкаф с книгами о цирке, автором нескольких из которых является он сам. На подоконнике растут зеленый лук и земляника. Рабочий стол заполнен кипами бумаг.

Кабинет инспектора манежа. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

День инспектора начинается с бумажной работы: нужно заполнить табели, разобраться с расчетными книжками артистов.

Владимир Анисимов служил в ВДВ. Фото: Из личного архива / Алексей БЫКОВ

«До армии я работал слесарем на заводе, - говорит артист, не отрываясь от бумажных дел. – И не думал, что судьба свяжет меня с представлениями».

Владимир Анисимов влюбился в цирк с первого взгляда во время военной службы в Витебске (Белоруссия) в 1966-1969 года.

   
   

«В цирк часто приглашали солдат, для того чтобы что-то разгрузить или помочь, - продолжает рассказ инспектор, продолжая заполнять документы. – Однажды и мы с сослуживцем отправились на такое задание. Я наблюдал за закулисной жизнью в цирке и мне понравилось. После армии я вернулся в Казань и как по велению судьбы, эта же программа приехала в наш город выступать. Вот тогда и решил попробовать себя в деле».

Владимир Анисимов влюбился в цирк. Фото: www.russianlook.com

Сначала молодого парнишку взяли ассистентом на иллюзионный аттракцион. Через некоторое время он захотел работать самостоятельно.

«В то время, попасть в цирк было трудно. Тогда я подумал, а что если заняться дрессировкой? – рассказывает Владимир Анисимов. – Тигров, конечно, мне никто не доверил бы, и я их не прокормлю, а вот с кошками тогда еще мало кто выступал».

Дрессировщик собирал кошек буквально на улице. «Первую кошку – Дашу я привез из Астрахани. Пошли мы как-то в кинотеатр на открытом воздухе. После фильма выходим на улицу: свежо, красиво, закат. Идем по улице, а на мусорной куче в лучах солнца светится рыжий котенок. Я забрал животное, начал учить, - вспоминает артист. - И когда Даша сделала несколько трюков, то поверил, что смогу дрессировать и других». Так, Владимир набрал 50 пушистых артисток, учил их трюкам ровно год, и впервые выступил с ними в Пензе.

Владимир Анисимов дрессировал до 50 кошек. Фото: Из личного архива / Фото из архива Владимира Анисимова

«Мои питомцы не разбежались и выполнили программу, - с улыбкой говорит Анисимов. -  На следующий день директор попросил расклеить афиши по городу «Цирк: дрессированные кошки», а еще через день пришел журналист брать у меня интервью».

Первый на манеже

Каждый цирковой номер отрабатывается артистом не меньше года. «Чтобы научить кошку прыгать с тумбы на тумбу или крутить мяч, нужно придумать способ, при котором она это захочет сделать, – говорит мастер. – Однажды во времена советского дефицита в Красноярске маленькая девочка спросила меня, как дрессировать кота. Я ей объяснил, что нужно сначала кусочек мяса поставить на один стул, потом на другой и все время увеличивать расстояние между ними. Тогда ребенок спросил: «а что делать, если мяса нет?» Тогда я посоветовал ей брать кильку».

Владимир Анисимов выступал во многих странах. Фото: Из личного архива / Фото из архива Владимира Анисимова

Через некоторое время дрессировщик сменял профессию и отучился на инспектора манежа. Он выступал в Японии, Германии, Мексике, Голландии, США, Канаде и во многих городах России.

Закончив с составлением графиков репетиций к полудню, Владимир Анисимов отправляется на манеж, где наблюдает, как артисты отрабатывают номер с тиграми, а затем воздушные гимнасты выполняют трюки под куполом. Его задача, обеспечить безопасность артистов. Так же внимательно он будет следить за циркачами и во время представления. «Однажды пришлось «отвоевывать» дрессировщика из лап хищника, - вспоминает он. – Он напал на него прямо во время представления, зрители были в шоке».

Инспектор манежа следит за безопасностью артистов. Фото: -

Один из артистов просит дать совет по номеру. Дело в том, что Владимир часто сам режиссирует и придумывает программы. «Это то, что мне больше всего нравится в работе – придумывать. Я участвую в разработке новых номеров, во время представления объявляю артистов и придумываю для этого разные четверостишья», - говорит Владимир Анисимов.

О популярности цирка

По словам инспектора, сегодня российский цирк не так популярен, как это было в советские времена. «Раньше единственным развлечением для горожан были цирк и театр. Если приезжала Алла Пугачева, то это было большое событие, она целую неделю выступала во Дворце спорта. А теперь, - вздыхает инспектор, – пройдись вдоль любого забора, почитай афиши. За день по сто мероприятий».

В советское время цирк был оригинальным искусством. Но со временем некоторые цирковые жанры умирают или становятся редкими. «Сейчас трюки соединяются с художественными образами, с идеей, а раньше артист работал без образа, - объясняет Владимир, встречая униформистов (рабочих сцены). – Сейчас пропадают номера с лошадьми, иллюзионные номера».

Цирковое искусство в советское время ценилось больше. Фото: www.russianlook.com

Владимир проверяет натяжение сетки для выступления гимнастов, прочность огражде­ния, за которым на арене работают дрессиро­ванные хищники. Садится на бортик цирковой арены лицом к манежу. «Нельзя спиной сидеть к сцене, - улыбается он. – Это неуважение к месту, где ты работаешь».

А еще циркачи не грызут семечки и не свистят – боятся, что зрителей не будет.

«Нельзя проходить перед артистом, пересекая ему путь, когда он готовится к выступлению, стоит перед выходом на манеж. Не к добру», - добавляет инспектор.

Владимир распределяет гримерные комнаты, помещения для животных, следит за чистотой манежа и пожарной безопасностью.

Не позже чем за час до начала представления, он вывешивает список номеров, где указано, кто за кем будет выходить на сцену.

Затем идет в гримерную и готовится к встрече со зрителями. «Когда зрители нам аплодируют, это радость, - говорит он, одевая цветастый костюм. – Когда дочь была в первом классе, учительница спросила детей, кем работают их родители. Маша сказала «в цирке» и все сказали: «Крррруто!» Она и сама стала дрессировщицей, как я».

Смотрите также: