Две золотые медали завоевал татарстанский пловец Александр Красных на завершившимся в Москве чемпионате Росиии по плаванию. Ему не было равных на дистанции 200 и 400 м вольным стилем. Этим Александр обеспечил себе участие в предстоящих Олимпийских играх в Бразилии. По возвращении в Татарстан спортсмен рассказал «АиФ-Казань» о победах и о том, чего ждет от поездки в Рио.
Коронные дистанции
Последний день майских выходных выдался холодным: ни намека на вчерашнее солнце, а потому было решено поговорить за чашечкой кофе – лучшим средством от такой мрачной погоды. Мой собеседник, помимо того, что двукратный чемпион России последних двух лет – приятный и приветливый молодой человек, да еще и одногодка. Предлагаю перейти на «ты» - Александр соглашается.
АиФ-Казань: Александр, второй год подряд ты побеждаешь на дистанциях 200 м и 400 м. Есть ощущение, что ты лучший пловец страны?
- На самом деле это особо не ощущается. Конечно, в том году на меня первое место на двухсотметровке произвело фурор, на 400 метров я как-то не обратил внимания, пусть это было и первое мое золото на чемпионате России. В этом году меня больше порадовала «400-ка» – с тренером мы ее отдельно не готовили, можно сказать, что к ней подготовился конкретно я сам. В начале сезона ребята постарше говорили, что олимпийский отбор все плывут «жестко», поэтому, наверное, я слишком много внимания уделил 400-ке – она была в первый день.
- Ну а 200-метровка?
- Она была во второй день и она была ужасна, ужасна в полуфинале и в финале. Я ожидал значительно большего от себя, большего сопротивления от соперников. Здесь мой главный соперник – Данила Изотов (он не участвовал в ЧР-2015 – прим.), несмотря на не самые лучшие его результаты на российских соревнованиях в целом, на чемпионате мира в Казани он показал хорошее время, да и результат сезона принадлежит ему.
В целом меня порадовала 400-метровка, да. Но раскладка по итогам заплыва показала, что я мог начинать гораздо быстрее – я приплыл к финишу, а у меня еще сил вагон. Да, на 3 секунды улучшил свое время по сравнению с предыдущим годом, но по сравнению с результатами чемпионата Европы это плохо. Думаю, дело еще и в том, что если бы на России были ребята, которые бы плыли быстрее меня, меня бы это подстегнуло и я бы показал лучшее время. Не берусь судить, насколько, но точно был бы лучше.
- Какие у вас отношения внутри сборной республики?
- Мы не так часто пересекаемся на сборах, я тренируюсь со своим тренером. Наша пара – я и Слава Андрусенко – стараемся держаться вместе. Ну и ребята – Эрнест Максумов и Эмиль Мухаметзянов – помладше все-таки. В целом у нас дружеские отношения. Можно ли назвать нас будущим татарстанского плавания? Ну не знаю, может быть. Нам бы еще четвертого и получится идеальная команда для эстафеты (смеется).
Помимо двух золотых медалей на 200 м и 400 м ты второй год подряд привозишь бронзу с 4х200 м. В чем для тебя разница между эстафетой и одиночным заплывом?
Эстафета – это большой груз ответственности. Если ты «запорол» индивидуалку, тебе влетит только от тренера, а когда ты плохо плывешь эстафету, ты подставляешь еще и других ребят. Это нехорошо. Плохо, когда все отработали по-максимуму, а ты «слил» свой этап. Говоря лично за себя, могу сказать, что на эстафетах стараюсь выкладываться на 100%. Был случай, когда кто-то из пловцов откровенно «сфилонил» на дистанции – я слышал, как нехорошо потом о нем отзывались. Позволить такого себе я просто не могу.
Взять тот же домашний чемпионат мира – там я показал лучшее время среди своих (в финальном заплыве Красных преодолел свой этап за 1:45.64 – прим.). В то же время, англичанин Джеймс Гай вообще показал 1:44.74, он и Европу в свое время выиграл юниорскую, я был за ним… Ну, может быть, накачу еще.
Никогда не думал о том, какой этап эстафеты плыть комфортнее. Но самый тяжелый, думаю, последний – обычно на него и ставят самых сильных спортсменов. Достаточно посмотреть на итоговые протоколы, чтобы понять значимость этого этапа. Вообще, эстафета даже ближе к командным видам спорта – итоговой успех здесь может быть достигнут только тогда, когда каждый показал максимум своих возможностей
«Стараюсь не зацикливаться на победах»
- Помнишь свою первую победу на международном уровне?
- Это было юношеское первенство Европы в Польше в 2013 году, я тогда еще был совсем зеленый, не знал всех секретов этой кухни. Может быть, если бы мне сейчас представилась возможность вновь принять участие в этих соревнованиях, я бы показал лучший результат, что называется, «на опыте». Но на то она и «юниорка» - получилось так, как получилось. Для меня это был шикарный результат, я ведь еще в тот день выполнил норматив мастера спорта международного класса.
Дело еще в том, что мой хороший знакомый, Саша Осипенко выполнил «международника» в тот же день, только чуть пораньше (Осипенко стал бронзовым призером на дистанции 400 м комплексом – прим). Когда я шел на дистанцию, он похлопал меня по плечу и сказал «Ты следующий». Ну, так и получилось (улыбается). Саша, кстати, поплывет, на чемпионате Европы в Лондоне.
- А свою первую детскую победу?
- Если честно, я никогда не ставил какую-то победу важнее другой. Есть победа – хорошо, тренируемся дальше. Что я, что ребята из сборной России – мы стараемся не зацикливаться на победах. Ну, выиграл и выиграл, продолжаем работать.
На самом деле, моя первая медаль была не в плавании, а в боксе. В первом классе я занимался у тренера Марата Котлубаева, он и приучил меня к спорту, к тренировкам. Недавно дома наткнулся на свои детские награды, в руки попал как раз кубок по кикбоксингу. Я не помню этих побед, но, конечно, в детстве приятно получить медаль или какой-либо другой приз. Совсем юного ребенка это как ничто другое мотивирует продолжить заниматься спортом.
А плавание… Помню, в 2006 году у нас проводились соревнования среди детишек, я тогда проплыл «полтинник» вольным и был первым – 36,6 секунд. Мне тогда тренер Лилия Анатольевна Смирнова дала медаль как самому быстрому среди мальчиков. Было безумно приятно, очень запомнилось. Помню первую медаль на чемпионате Республики Татарстан – я ее отдал в школу, там она до сих пор лежит на видном месте. Там вообще сделали уголок со мной, на пути в бассейн, приятно.
- Значит, в Бугульме о твоих победах знают, тебя узнают?
- Да, меня поначалу это даже удивляло. Меня друг приглашал на ужин по случаю празднования 1 мая, так вот его родственники меня узнали. Я даже не ожидал. Около бассейнов меня часто узнают, но это не так удивительно; пару раз на улице признавали, даже на автомойке. Я особо популярным никогда не был, но, видимо, становлюсь (улыбается).
- Тебе важна поддержка твоих родных, друзей?
- Когда я готовлюсь к старту, я стараюсь не зацикливаться ни на чем, не грузить себя перед выходом на дистанцию. Стараюсь даже телефон в руки не брать, чтобы не забивать голову лишней информацией. Как правило, наедине с собой переживаю этот период. После заплыва, особенно если победил – конечно, приятно принимать поздравления от родителей, родственников, друзей. Замечаю, что перед соревнованиями становлюсь очень молчаливым, стараюсь не думать о том, как буду плыть, чтобы мандраж не накрывал.
- Всегда ли получалось выйти на старт «с чистой головой»?
- Вот на прошедшем чемпионате России на финал 200-метровки я выходил с тяжелыми мыслями. Предварительный заплыв был несколько лучше по сравнению с прошлым годом, но в полуфинале я показал ужасное время и вообще мог не попасть в финал. Из-за этого я побоялся быстро начинать – думал, что устану, что меня не хватит. Меня напрягла вся эта ситуация, поэтому я и время показал не самое лучшее – на уровне России мне этого хватило, но хочется улучишь результат. Тренер ставил задачу выйти из 47 секунд.
Я вообще стараюсь себя не сравнивать с российскими пловцами. Если зацикливаться на российском уровне, можно на нем и остаться. Я считаю, не к этому нужно стремиться, нужно смотреть дальше. Недавно один из журналистов назвал это юношеским максимализмом, но я с ним не соглашусь. Мне кажется, такой подход должен быть в спорте в любом возрасте и глупо связывать это только с особенностями возраста.
- На фоне таких стрессовых ситуаций, бывали ли случаи, когда хотелось бросить все?
- Нет, никогда. Много раз слышал от друзей-спортсменов, не только пловцов, мол, «Все, бросаю». Чуть что не получается – сразу собираются заканчивать. Много раз ловил себя на мысли о том, что у меня никогда такого не было. Думаю, это правильно.
«В Рио будет сложнее, чем в Казани»
- Впереди тебя ждет главный старт в карьере – Олимпийские игры. Что ты почувствовал, когда понял, что едешь в Рио?
- Если честно, не ощутил чего-то особенного. Ну отобрался и отобрался. Все к этому стремятся, и я, конечно, стремился. Ребята постарше рассказывали, что первые Олимпийские игры запоминаются навсегда, они дарят самые яркие эмоции. Я еще на Олимпиаде не был – наверное, есть смысл поговорить об этом уже после бразильских стартов, когда я переживу все это сам.
Конечно, я не ожидал, что отберусь на Олимпиаду на дистанции 400 метров. К ней я целенаправленно не готовился, но когда я проплыл ее по отбору, я приятно удивился. На самом деле, я вообще не думал об отборе, моей целью было просто проплыть как можно лучше. Но я не зацикливался на этом, поэтому, наверное, и каких-то сверхэмоций не последовало.
- Как думаешь, тебе будет сложнее, чем на ЧМ в Казани?
- Если посмотреть на выступления зарубежных пловцов, можно отметить, что хорошие результаты у нас показали единицы, остальные были не на самом высоком уровне. Что уж говорить, если даже мне довелось проплыть в финале. У многих что-то не получилось в Казани, многие не показали того максимума, на который они способны. Вообще, я думаю, что будь казанский чемпионат на пару лет попозже, когда я был бы взрослее и опытнее, мои результаты могли быть и выше.
Да и выступать все-равно было комфортнее, не было никакого давления, я был в своей обстановке, отсюда и результаты хорошие. А Рио… Рио далеко, это другой конец земного шара. Там другой климат, часовой пояс, там все другое, даже вода. Я, как человек, который по 4 часа в день проводит в бассейне, чувствую воду, как и многие другие пловцы. Не может быть такого, чтобы там все было так же хорошо, как здесь, в Казани, к которой привык. Здесь все свое. Для пловцов это достаточно важный фактор, думаю, это наложит свой неблагоприятный отпечаток. Это меня настораживает больше всего. У меня, конечно, уже были далекие старты, и выступал я на них неплохо, посмотрим, как получится в этот раз.
- Возьмешься оценить свои шансы на Олимпиаде?
- Нет, я не такой человек, который будет предполагать, анализировать… У меня есть одна единственная конкретная цель – улучшить свой собственный результат. Если на России можно стать первым и взять медаль не пересиливая себя, то на Олимпиаде совсем другое. Это кардинально другой уровень! По сути, каждый раз, выходя на дистанцию, я борюсь сам с собой; пытаюсь показать лучшее время, чем до этого.
- Какие планы на подготовку?
- Мы в паре со Славой Андрусенко продолжим заниматься с Сергеем Юрьевичем Тарасовым, петербургским специалистом, на сборах. Сейчас начинается подготовка непосредственно к Олимпиаде: сбор в Болгарии, после него сбор на спортбазе в Подмосковье. Пока не обсуждали с тренером какие-то конкретные моменты, по которым будем вести подготовку – будем думать об этом в ближайшее время.
«Очень рад, что плаваю именно в Татарстане»
- Чувствуешь поддержку со стороны республики?
- Да, конечно. Вообще, я хотел бы выразить благодарность всем, кто поддерживает меня, не только болельщикам, но и тем, кто оказывает непосредственную поддержку, в том числе финансовую. Отдельное спасибо хочу сказать министру по делам молодежи и спорту Республики Татарстан Владимиру Леонову, директору Центра спортивной подготовки Михаилу Смолкину, моему непосредственному начальнику Алексею Кузнецову за то, что поддерживают и не бросают в любых ситуациях. У меня был тяжелый период в декабре прошлого года, когда я просто остановился на месте и не знал, что будет дальше. Я, если честно, готовился к худшему, потому спасибо тем, кто поддержал меня в трудную минуту. Для меня это важно.
- Заниматься плаванием в Татарстане круто?
- Я очень рад, что плаваю именно в Татарстане, представляю ее на различных соревнованиях. У нас поддерживается спорт, идет постоянное развитие. Если посмотреть на другие регионы, мы такого не увидим. Это не исключительно моя позиция, я общаюсь со спортсменами из других регионов и они в большинстве своем завидуют нам. Что уж говорить, многие хотят перейти к нам. У нас строятся спортивные объекты, выделяется финансирование на их содержание, на то, чтобы нам, спортсменам, было максимально комфортно заниматься. Мне очень приятно, что Рустам Минниханов лично выделил средства на реконструкцию бассейна в школе, в которой я учился. Это значит, что еще больше ребятишек получат шанс заниматься этим видом спорта и, может быть, достигнут в нем успехов. Чувствуется серьезный скачок по сравнению даже с тем, что было, когда я только начинал заниматься. Сейчас вся эта система доведена до ума и делается не во благо кого-то одного, а на пользу всей команды. Это здорово.