Водный мундиаль, охвативший Казань предыдущим летом, стал одним из самых красочных спортивных шоу прошлого года. Он оставил после себя то, что принято называть наследием – водные виды спорта получили ощутимый толчок к развитию. Все три бассейна, которые использовались во время чемпионата, «разъехались» по республике (Казань, Набережные Челны и Базарные Матаки), а количество занимающихся в специализированных спортивных школах начало расти.
И если для плавания и водного поло нужны бассейны (пусть и с воротами), то для прыжков - дополнительное оборудование – как минимум, сами трамплины. Татарстан является наиболее обеспеченным бассейнами регионом России – всего у нас их аж 184. Вот только для прыжков приспособлены только два – это Дворец водных видов спорта, соседствующий с «Казань Ареной», и бассейн «Оргсинтез», но в последнем площадка не функционирует уже несколько лет. Получается, один трамплин на республику, но при этом у нас есть спортсмены, который едут на Олимпиаду или уже там были.
Кто прыгает в Татарстане
Несмотря на то, что Дворец водных видов спорта строили еще к Универсиаде, прыжки в воду как дисциплина начали развиваться в республике только в 2014 году, когда в столицу переехал уроженец Ставрополя Никита Шлейхер. На тот момент ему было всего 16 лет, однако в Татарстан он ехал в качестве победителя и призера чемпионатов Европы среди юниоров. Ставка на молодого спортсмена сыграла: за те 2 года, что Шлейхер занимается в Казани, он успел стать лидером сборной России, завоевать медали на Европейских играх в Баку, этапах мировой серии и чемпионате Европы, а также достойно представил Татарстан на домашнем чемпионате мира по водным видам спорта. Особенно ценится последнее – успех «местного» спортсмена как ничто другое должно мотивировать детей и их родителей посвятить себя этому виду спорта.
Сейчас Шлейхер готовится к самому важному старту в своей карьере – в августе представитель Татарстана отправится в Бразилию, где сразится за олимпийские медали. Оттого, наверное, свободного времени у молодого человека совсем нет – что ни месяц, то сборы или тестовые соревнования. Однако и без него в Казани есть кому занимать время в Дворце водных видов спорта – помимо тех 80 ребят, которые занимаются в школе «Акватика», здесь тренируются Александр Белевцев, Виктория Милашечкина и Александр Бондарь. Эти ребята – основная обойма сборной Татарстана, одни из лучших спортсменов в стране. Один из них совсем недавно начал представлять нашу республику, да и вообще Россию.
Из Украины – в Россию
Александр Бондарь – уроженец Луганска, где в 5 лет он и начал заниматься прыжками в воду под руководством своей мамы – кандидата в мастера спорта в этом виде, а в 2012 принял участие в Олимпийских играх. В беседе с корреспондентом «АиФ-Казань» новоявленный татарстанец вспомнил, как он занимался прыжками у себя на родине, попал на Олимпиаду и рассказал, почему переехал в Россию.
Артур Мухин, «АиФ-Казань»: Александр, где ты занимался прыжками в Луганске?
- Это был бассейн «Юность». Старенький, без каких-либо дополнительных удобств – обычный плавательный бассейн, которому уже лет 50, с вышками по 10 метров. Не очень хорошего уровня, я бы сказал. Вышки были деревянные, которые прогнивали под ногами. Начал я, конечно, с плавания, только потом впервые взобрался на трамплины. Тройка, пятерка, семерка, десятка. Так и дошел, по нарастающей.
- Как складывалась карьера?
- Начиналось все с местных, областных стартов. Когда мы впервые выехали на соревнования в другой город, в Николаев, я сразу же выиграл. Так и начал ездить по юношеским сначала внутри Украины, а потом и в Европе – в 13 лет я поехал на игры в Германию. Конечно, когда выезжаешь из своей страны, это совершенно другие эмоции: первый полет на самолете, современный бассейн…
- На Олимпиаду ты поехал в 18 лет…
- Так получилось, что в синхронных прыжках на международном уровне я начал выступать с очень юного возраста. Все соперники там – взрослые, потому я особо не заметил перехода из юношеского спорта. В Лондоне, конечно, волновался, но соперников не боялся (На Олимпийских играх в Лондоне Бондарь принял участие в финальных соревнованиях. – Прим.авт).
- Как так получилось, что ты переехал в Россию?
- Когда в Луганске начались боевые действия, первым делом в Россию переехали мои родители, а я сидел в Киеве. Я продолжал активно заниматься, у нас там база, но так вышло, что я остался совсем один. Моя нынешняя супруга Катя, с которой я тогда встречался, жила в Москве, оттого я часто ездил туда-сюда. Не то что бы было тяжело, скорее как-то непривычно.
Тогда же у меня начался спад, причиной которого стали проблемы со здоровьем, хронический фронтит. В 2014-м году мне сделали операцию, я восстанавливался 3 месяца, однако затем боли вновь начались. Тогда я принял решение закончить прыгать – подошел к главному тренеру сборной Украины и сказал, что желания заниматься у меня больше нет. После этого я уехал в Москву, женился и жил обыденной жизнью.
- Что заставило тебя вернуться в спорт?
- Форму, конечно, я поддерживал, на протяжении нескольких месяцев по три раза в неделю занимался с любительскими группами. Говорил с тамошними тренерами, довелось побеседовать и с Алексеем Власенко (многократный чемпион Европы по плаванию, президент Федерации прыжков в воду России – Прим.авт.). Он мне говорит: «Давай еще попрыгаем, мы поможем тебе с гражданством, с жильем». Ну а я был только за – все-таки это мое любимое дело и после того, как я почти полгода толком не занимался, тянуло вернуться. Решили, что еще попрыгаю, главное, чтобы было здоровье.
- Прыжки в воду - тяжелый вид спорта?
- Да, конечно. Для того, чтобы справляться со всеми этими нагрузками, нужно тренироваться по 6 часов в день всю неделю кроме воскресенья. Не сразу, разумеется. К такому графику мы подходим постепенно – в 5 лет тебя никто не поставит прыгать с 10-метровой вышки. В любом возрасте нужно стремиться к большему, усложняться – время идет, появляются новые прыжки, которые нужно учиться делать. Я до сих поднимаюсь на вышку, как в первый раз. У нас травмоопасный вид спорта, бывает и бьемся.
- Что думаешь по поводу гегемонии спортсменов из Китая?
-
Этот вид спорта у них очень популярный, даже на этапы мировой серии у них трибуны забиваются битком, как на футбольных стадионах. Оттого, наверное, и много спортсменов, которые им занимаются. Они очень много тренируются, у них внутри страны, мне кажется, конкуренция не слабее, чем на чемпионате мира. Удастся ли свергнуть их с вершины? Все ошибаются, они же тоже люди.- В этом году у тебя не получилось попасть на Олимпиаду.
- Много факторов, которые помешали этому. И в подготовке что-то не удалось, на чемпионате России я выступил не так удачно, как того хотелось. Плюс ко всему сборная Украины вроде как не дала мне права участвовать в международных соревнованиях – по правилам FINA я какое-то время после принятия другого гражданства и попадания в другую сборную я не могу этого делать. Думаю, что сейчас Олимпиада пройдет и все будет нормально.
- Как так вышло, что ты оказался в Казани?
- Здесь отличные условия для тренировок, в этом бассейне я когда-то выступал еще в составе сборной Украины. Сказали, что тренироваться можно в любое время, хоть ночью – приходи, тренируйся, будут все условия. Я привык тренироваться по 2 раза в день, чего в Москве делать не всегда удавалось. Плюс Москва для меня слишком большой город, много суеты, я часто уставал. Да и с Никитой (Шлейхером) и Сашей (Белевцевым) я хорошо общался.
- Они приняли тебя хорошо?
- Да, у нас очень хорошая, теплая атмосфера в коллективе. Соперники мы там, на трамплине, во время соревнований, а так мы все друзья. Мы даже никогда не обсуждали того, что кто-то кого-то выиграл. За того же Никиту Шлейхера, который поедет в Рио, я могу только порадоваться и пожелать ему удачи.
- Чувствуешь в себе силы побороться за олимпийские медали в 2020-м году?
- 4 года – большой срок, загадывать не буду. Желание есть, огромное, главное, чтобы было здоровье.