30 августа в Национальном музее РТ открылась масштабная экспозиция «История Татарстана с древнейших времен до наших дней». Она рассказывает об истории и современном развитии республикичерез показ знаковых событий и судеб людейв контексте общероссийской истории. Особое внимание уделено созданию Татарской АССР в 1920 году. Экскурсию по залам музея корреспонденту «АиФ Регион» провела его генеральный директор Гульчачак Назипова.
Белый и красный террор
Экспозиция начинается с рассказа об административно-политическом устройстве Татарстана, природных богатствах региона, которые с глубокой древности привлекали население. В период средневековья именно здесь получили становление и развитие государства, сыгравшие важную роль в истории татарского народа – Волжская Булгария, Улус Джучи, Казанское ханство. Был принят ислам, определивший на века культуру и повседневную жизнь многих поколений, способствовавший единению татарской нации в период вхождения в состав Русского государства, сложные революционные годы и период Гражданской войны.
«Как и все социалистические республики, Татарская АССР возникает на обломках Российской империи, – рассказывает Гульчачак Назипова. – Революция 1917 года привела страну к Гражданской войне.
В августе Казань захватили белочехи, которые устроили кровавый террор: у стен Казанского кремля были расстреляны революционер Яков Шейнкман, выступавший за права мусульман Мулланур Вахитов и их соратники. В сентябре Красная армия нанесла мощный удар по Казани и изгнала белочехов. В ответ на белый террор начались грабежи и убийства со стороны красных. Революционеры хватали на улице всех, кто был хорошо одет, избивали до смерти. При таких обстоятельствах был убит Александр Баратынский, внук известного поэта».
Память об этих трагических страницах истории сохранилась в музее в виде фотографий и документов революционеров, личных вещей, политических листовок и газет, издания Конституции РСФСР 1918 года, закрепившей официальное название нового социалистического государства.
«Национальный вопрос был одним из самых острых, и для его решения появилась идея создания национальных республик, – продолжает собеседник. – Татарская интеллигенция предложила вариант национально-территориальной автономии в форме Идель-Уралштата. В экспозиции есть брошюра, в которой говорится, что 1 марта 1918 года на Театральной площади состоится торжественное провозглашение автономии. Настойчивость лидеров татарского национального движения привела к тому, что 27 мая 1920 года был подписан декрет об образовании Автономной Татарской Советской Социалистической Республики (АТССР), которую позже переименуют в ТАССР. Этот исторический момент запечатлён на картине художников Х. Якупова и Л. Фаттахова – «Подписание декрета об образовании ТАССР».
Для ознакомления жителей Казани с территориальными границами республики на кумаче была нарисована карта, которую вывесили на Юнусовской площади. К республике отошли земли, где максимально плотно проживали татары, – территории Вятской губернии – это Елабуга, Уфимской – Мензелинск, Симбирской – Тетюшский район.
Первые коммуналки
После образования Татарской республики власти столкнулись с новыми трудностями – в 1920 году начался голод в Поволжье. Сохранились страшные фотографии голодающих и афиши с лозунгами «А что ты сделал для голодающих братьев Поволжья?».
Одновременно создаются фабрики, прославляется труд рабочих, для которых в университетах стали открывать рабфаки – факультеты, где училась сельская и рабочая молодёжь.В 1928 году началась индустриализация, были объявлены первые пятилетки.
«В музее можно увидеть легковой автомобиль «Газ-А», подаренный народным комиссаром тяжёлой промышленностиСерго Ордженикидзеказанцу Липкину – строителю Горьковского автозавода за самоотверженный труд. По этому подарку можно судить, насколько уважался труд рабочих. Машина колесила по улицам Казани до 1971 года. Среди раритетов советского периода – ветеран первых пятилеток, знаменитый трактор «Фордзон-Путиловец», изготовленный в 1928-м году. До 1949 года он работал на полях колхоза «Смена» Столбищенского (Лаишевского) района и в 1950 году был передан в музей».
«В нашей экспозиции мы показываем и развитие повседневной культуры. Один из интерьеров воспроизводит комнату и коридор коммунальной квартиры, – говорит Гульчачак Назипова. –После прихода советской власти в дома и квартиры обеспеченных горожан подселяли новых жильцовс целью уплотнения.В коммуналках жить было тесно, велосипеды, санки, тазы не умещались в комнатах, поэтому всё это выносили в коридоры. В конце 1920-1930-х годах развернулось новое жилищное строительство: стали проектировать и строить дома-коммуны, где изначально была заложена идея коммунального жилья. В Казани одним из ярких примеров таких домов стал Мергасовский дом».
Годы мощного подъема для многих стали годами репрессий, когда в стране безвинно были осуждены сотни тысячи человек. Одним из таких людей в республике стал режиссёр Карим Тинчурин. Его расстреляли в 1938 г. за стихотворение, в котором увидели антисоветские лозунги. О непростых событиях тех лет рассказывает роман современной казанской писательницы Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза.
«Ночные ведьмы»
Значительная часть экспозиции посвящена Великой Отечественной войне, когда Казань и вся республика стала одним из тыловых центров страны. Более 70 предприятий были эвакуированы в ТАССР, в кратчайшие сроки восстановлены и начали производить для нужд фронта более 600 наименований различной продукции.
«Здесь можно увидеть одежду и обувь, которую шили на фабриках Казани: валенки, шинели, тёплые штаны, куртки, – рассказывает Гульчачак Рахимзяновна».
«Один из центральных экспонатов легкий ночной бомбардировщик По-2 (до 1944 г. – У-2), выпущенный на Казанском авиационном заводе №387 в 1945 году. На таком самолёте сражалась знаменитая лётчица, Герой Советского Союза Магуба Сыртланова. Всех лётчиц 46-го Таманского авиационного (женского) полка немцы прозвали «ночными ведьмами» за мужество и бесстрашие».
Отдельный раздел экспозиции представляет участие в войне писателей Татарской АССР. Показаны «Моабитские тетради» поэта-героя Мусы Джалиля, фотографии и документы его соратников, казнённых в 1944 году в берлинской тюрьме Плётцензее, шинель и сапоги поэта Фатиха Карима, фронтовые газеты и книги о войне и боевых подвигах наших соотечественников.
«Хрущёвки» и дефицит чая
«В СССР огромное значение придавали воспитанию молодёжи, – отмечает Гульчачак Назипова. – В младших классах ребёнок становился октябрёнком, затем пионером, комсомольцем, в годы работы – коммунистом. Каждый посетитель музея, глядя на пионерскую форму и школьные принадлежности, вспоминает свое детство и беззаботное время. Помню, как мы дружно праздновали Новый год, 7 ноября, 1 мая… Сегодня я ловлю себя на мысли, что стали реже встречаться, постепенно уходит советская культура общения».
Вызывает ностальгию у взрослых и удивление и улыбки у молодежи новейшая техника советских лет – «пузатенькие» телевизоры, фотоаппараты, радио проигрыватели, магнитные ленты. Для многих памятны продукция Васильевского стекольного завода и Бугульминского завода, изделия Казанской меховой и Арской фабрик. Здесь можно увидеть и так называемый «дефицит» советских лет – упаковки от чая, икры, кофе.
«Интерьер квартиры-«хрущёвки» с традиционным набором мебели и техники очень узнаваем. Идея строительства домов по единому типовому проекту и с минимальными затратами, без лифтов и мусоропроводов принадлежала руководителю страны Н.С. Хрущеву. Для многих людей переезд из коммуналок в собственные квартирыбыл большим счастьем».
Завершает экспозицию раздел «Бренды Татарстана», где можно увидеть достижения республики во всех сферах жизни. Музей ждет своих гостей, и каждый посетитель может познакомиться с историей Татарстана с древнейших времен до наших дней, увидеть настоящие раритеты, узнать много нового.