Какие ошибки совершали УК при начислении платы и какой перерасчет сделали, рассказывает начальник отдела проверки обоснованности платежей за ЖКУ госжилинспекции Татарстана Алсу Камалова.
Дарья Ходик, «АиФ-Казань»: Алсу Фаизовна, мы в своих публикациях часто поднимаем тему расчета платы за тепло. Какие наиболее частые нарушения в этой части выявляет жилищная инспекция?
Алсу Камалова: Наиболее частые нарушения - применение управляющими организациями при расчете неправильных площадей жилых и нежилых помещений, не относящихся к общему имуществу дома, а также применение ошибочных показаний приборов учета тепловой энергии, начисление платы по нормативу при наличии общедомового счетчика, введенного в эксплуатацию. Например, по одному многоквартирному дому в Казани УК в расчете была применена неправильная площадь жилых и нежилых помещений, не относящихся к общему имуществу, и после выявления нарушения УК сделан перерасчет (возврат) на сумму 70 216 рублей.
- Как жителю проверить правильность данных, используемых в расчете платы за коммунальные услуги?
- Он может обратиться в УК, если у него вопросы по начислению. УК должна по заявлению потребителя провести проверку правильности исчисления платы и документально подтвердить, что величины, которые она использовала в расчетах, обоснованные. Документы или копии УК на руки потребителю давать не обязаны, в законодательстве нет такой нормы, но показать, что такие данные есть в документах, они обязаны. Также УК обязана раскрывать данные на сайте раскрытия информации mgf.tatarstan.ru.
- УК, конечно, напишут, что все правильно...
- Даже при таком ответе, если потребитель считает, что есть ошибка, он может обратиться с этим ответом в Госжилинспекцию для подтверждения правильности расчета. При поступлении таких обращений с признаками нарушения, ГЖИ проводит внеплановые проверки, запрашивает документы. Важный момент – задачей государственного органа является пресечение нарушения. ГЖИ не вправе обязать УК сделать перерасчет. Как правило, УК прислушиваются к результатам проверок и в добровольном порядке делают перерасчет, если же УК в добровольном порядке не сделала перерасчет, потребитель вправе обратиться в суд, так как согласно ст. 11 ГК РФ, вопросы имущественного характера решаются только в судебном порядке.
- В вашем ответе жителю будет написано, какая сумма правильная?
- У нас нет обязанности предоставлять расчеты в ответах и указывать в предписании правильные цифры, но житель может ознакомиться с материалами нашей проверки. Если суд посчитает нужным запросить материалы проверки и наши пояснения, он в судебном порядке может это сделать.
- В ЖК РФ были внесены поправки, которые предусматривают наказание УК за неправильные начисления - до 50% от суммы этих излишних начислений. Были ли такие случаи в Татарстане?
- Действительно, порядок прописан в ЖК РФ и недавно были внесены изменения в 354-е постановление правительства РФ. Сейчас узаконен претензионный порядок взаимодействия УК и потребителя. Житель сначала обращается с претензией в УК и пытается решить этот вопрос без привлечения инспекции. Судя по тому, что мы фиксируем спад обращений в ГЖИ, эта норма способствует разрешению вопроса потребителя уже на уровне обращения в УК. У жилинспекции нет информации о наложении на УК таких штрафов.
- В прошлом году жители жаловались в редакцию, что к началу отопительного сезона общедомовой счетчик вдруг оказывался неработающим, и плату начисляли по нормативу. Если обычно в сентябре за отопление приходило около 300-400 рублей, то по нормативу более тысячи. С наступлением холодов плата уже начинала взиматься по счетчику и росла еще больше. Такое впечатление, что УК специально шла на эту хитрость, чтобы в начале сезона начислить больше.
- Каждый такой случай надо рассматривать индивидуально. Возможно, ресурсоснабжающая организация не приняла прибор на коммерческий учет. Но если общедомовой счетчик есть, плата должна начисляться по нему. Если же счетчик не работает по каким-то причинам, начисления ведутся по п.59(1) Правил предоставления коммунальных услуг (354-е постановление) – исходя из среднемесячного потребления за предыдущий отопительный период.
- Можно ли в таком случае привлечь УК к ответственности за ненадлежащую работу, ведь у нее было целое лето на то, чтобы подготовить отопительную систему и сам счетчик к новому сезону?
- Конечно, ведь общедомовой прибор является общим имуществом и за его содержание несет ответственность УК.
- Как начисляется плата, если потребитель не передавал показания квартирных счетчиков?
- Первые три месяца плата начисляется по среднемесячному потреблению за предыдущие шесть месяцев, затем по нормативу потребления коммунальных услуг.
- С января этого года ОДН «переехал» из коммунальных услуг в жилищные. В начале года главный госжилинспектор РТ Сергей Крайнов обещал уделить самое пристальное внимание корректному начислению этой услуги. Были ли выявлены нарушения?
- Да, нарушения в части расчетов платы за коммунальные ресурсы, используемые для содержания общего имущества (СОИ), были. Так, в Бугульме неправомерно использовали в расчете платы за холодную и горячую воду для СОИ площади подвалов и чердаков. По законодательству (306-му постановлению, 354-му постановлению) они не должны учитываться. ГЖИ приняла меры и в апреле 2017 года жителям Бугульмы УК сделан перерасчет за февраль и март в размере 1,8 млн рублей. Также главам городов и районов были направлены информационные письма о недопущении подобного нарушения.
При начислении платы за электроэнергию для СОИ мы выявили неправомерное применение норматива, то есть применялся норматив, предназначенный для другой категории домов. В Казани после этого некоторыми УК был сделан перерасчет на сумму 3,4 млн рублей. Среди других нарушений – применение не подтверждённой документами площади для расчета: жилой, нежилой, мест общего пользования (МОП).
- Почему при расчете платы за отопление места общего пользования не учитываются, хотя подъезд обогревается, а при расчете ОДН учитывается?
- Так как потребителю отдельно не начисляется ОДН за отопление, он платит за него в составе общей платы за эту услугу. Ведь общедомовой прибор показывает общее потребление, в том числе в местах общего пользования. Услугу оплачивают только собственники жилых и не жилых, иначе на кого ляжет оплата за МОП?
- С июля Госкомитетом РТ по тарифам были откорректированы нормативы по электроэнергии на содержание общего имущества. Это сказалось на размере платы?
- Судя по обращениям, в целом татарстанцы стали меньше платить и количество таких обращений также уменьшилось.