Новые способы отъема денег у доверчивых граждан появились в Татарстане. Схема «развода» проста, но гениальна. Правоохранители зачастую лишь пожимают плечами: «Человек сам согласился на эту услугу, и ему её оказали. Состава преступления нет». «АиФ-Казань» рассказывает о самых популярных способах.
Платите за бесплатное
Этой весной почтовые ящики казанцев наводнили уведомления, похожие на бланки солидных госучреждений. Городская служба метрологии уведомляла абонентов, что приборы учёта воды в их квартирах имеют межповерочный интервал, нуждаются в метрологической поверке. И уже есть некий утверждённый график проведения коллективной поверки приборов в доме.
Далее шли ссылки на ФЗ от 26.06.2008 г. «Об обеспечении единства измерений», постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. За их неисполнение жильцам грозили начислением платы за потребление воды по общему нормативу. И предлагали оформить заявку на поверку.
Кроме телефона никаких реквизитов на уведомлении не было, да и штрих-код там нарисовали понарошку. Но ссылки на законы, слова «необходимо», «обращаем ваше внимание», прочие строгие обороты речи не на шутку напугали народ.
«Коллективный график поверки в домах у нас был, – уверяла «АиФ-Казань» сотрудница этой службы. – Но сейчас мы работаем по индивидуальному графику». Тем не менее, она признала, что городская служба метрологии – не госучреждение, а частная фирма. Рассылаемые ею грозные «уведомления» - лишь информационные письма.
«Эта компания к нам отношения не имеет, - пояснил замдиректора по метрологии ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в РТ» Гаяз Аблатыпов. – Она может проводить поверку счётчиков, только если получила аккредитацию на эту работу. Если эта или другая фирма имеет такую аккредитацию, она должна заключить договор с заказчиком, и уже на основании его провести работу. Однако принуждать граждан поверять счётчики именно у неё не имеет права. Такие услуги оказывают несколько компаний, наш центр в том числе. Мы, например, проводим поверку счётчиков на стационарных установках, по квартирам не ходим».
По словам Гаяза Аблатыпова, узнать срок поверки любых своих счётчиков потребитель может на сайте Росстандарта или по запросу в ФБУ, указав тип прибора.
«Срок поверки есть в документе на счётчики, выданном собственнику, - добавляет исполнительный директор «ЖКХ-контроль в РТ» Дмитрий Романов. - Копия хранится в управляющей организации (ТСЖ или УК). Кроме того, срок поверки указан и в счёте-фактуре. Когда он подходит, собственник сам обращается в УК или получает сообщение от неё».
Не регламентированы законом и «плановая замена оконных изделий» в квартирах, приобретение жильцами анализаторов для выявления утечки газа. «Окна в квартирах в рамках текущего или капремонта не устанавливают, - говорит Дмитрий Романов. – Во время текущего ремонта заменяют только окна в подъездах. Анализаторы газа гражданам предлагают купить в целях безопасности, ссылаясь на случаи взрыва газа в разных городах РФ. Но это опять же предложения частных фирм, а не УК. Люди не обязаны на них соглашаться». Более того, утечку газа можно элементарно почувствовать носом: ведь именно для этого газу придается специфический запах.
Ещё одна хитрость из сферы ЖКХ касается клопов, тараканов и прочих домашних паразитов. Некие предприниматели - также по объявлениям на подъездах, и также сугубо деловым тоном – сообщают, что «доме будет проводиться санобработка». Желающих призывают оставить заявку по телефону. Как и в первом случае, кроме телефона, никаких данных об исполнителе нет. Да и стоит ли выкладывать деньги за их услуги, если в каждой квартире дезинфекцию обязаны сделать по заявке от жителя? Если хозяин аккуратно оплачивает ЖКУ и пожаловался на непрошеных гостей в управляющую организацию.
«В жилищные услуги входят в том числе и дератизация, дезинсекция, ТО электро- и сантехнических сетей, - объясняет Д. Романов. – Просто раньше услуги в счёте-фактуре расписывались полностью, а сейчас в Казани они свернулись в одну строчку». Эти изменения в счетах-фактурах только на руку проходимцам.
Хождения по мукам
Ведущий юрисконсульт Союза потребителей РТ Рауза Низамутдинова советует в таких случаях обращаться в МВД. Или самому найти ушлого айтишника и объяснить, что такой вид ремонта заказан не был, как не была изначально озвучена и его итоговая стоимость. «На основании закона «О защите прав потребителя» можно расторгнуть этот договор, потребовать свою технику обратно, - говорит Рауза Низамутдинова. - Поскольку его сделали не на тех условиях, которые были изначально оговорены. Фактически это обман, у человека мошенническим путём забрали технику и вымогают деньги. Его завлекли в эти отношения, пообещав небольшой ремонт за скромную сумму».
С ног на голову
«Великие комбинаторы» достают татарстанцев даже из Москвы. С одной из схем ещё в конце 2016 году столкнулись читатели «АиФ» из Альметьевска. «Департамент выездного взыскания» некоего московского ООО уведомил их о просроченной задолженности в 6 тыс. руб. В 2006 г. эта семья заказывала книги по почте в издательском доме. И только через 10 лет (когда уже не сохранились чеки об оплате) вдруг выяснилось, что за книги люди так и не заплатили. И должны оплатить долг в досудебном порядке. В противном случае им пригрозили визитом «с целью подготовки данных для подачи заявления о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества, проверки финансового и имущественного состояния должника, анализа движимого и недвижимого имущества для его последующей реализации на публичных торгах».
Основанием для описи имущества уклоняющегося от уплаты долгов служит судебное решение или судебный приказ. Делать это могут только приставы, а не коллекторы, нанятые для выбивания долгов.
Тем не менее, угрозы приехать и описать имущество наших читателей прекратились только после того, как «АиФ-Казань» направил заявления в Прокуратуру и МВД Москвы. Хотя, по словам юристов, вопрос можно решить и на месте. Для этого гражданам надо написать заявление в полицию по месту жительства о том, что у них вымогают деньги. И, не поддаваясь на угрозы мошенников, защищать свои права и кошелёк.
Перепроверяю 100 раз
Айдар Садыков, известный казанский тамада:
«Мошенники обычно играют либо на жадности, либо на тщеславии. Однажды мне предложили бесплатно записать интервью, чтобы «поделиться историей своей жизни, ведь это так важно для республики, для истории». Оказалось, что бесплатно записывается лишь небольшой ролик. Но я могу за 20-30 тыс. руб. приобрести видеофильм о себе. Это типичный пример «развода» на деньги, причём абсолютно законного, когда комар носу не подточит.
Чтобы не стать добычей мошенников, я никогда не поддаюсь панике, когда мне говорят: «Это срочно, нужно здесь и сейчас заплатить или куда-то перевести деньги». Ничего суперсрочного в таких ситуациях не бывает. Я сто раз перепроверю информацию, прежде чем кому-то перезвонить, когда мне пишут о задолженности перед банком или предлагают перепроверить какой-то тариф. И в Интернете веду себя крайне осторожно. К примеру, за антивирусник плачу только на официальном сайте своего провайдера».
Комментарий специалиста
Сотрудник ГСУ МВД по РТ Наталья Сагитова:
«Большинство мошенничеств в сфере услуг связано с использованием сотовой связи и Интернета. В первом квартале 2017 года зарегистрировано таких 868 преступлений, что на 8% превышает данные первого квартала 2016 года. Эти преступления чаще всего совершают в Казани, Челнах и Нижнекамске. Поскольку IT предполагает множество способов запутать следы, расследовано только 21 преступление. Самые распространённые - с банковскими картами, когда человеку сообщают, что его карта заблокирована, для разблокировки нужно звонить по такому-то номеру телефона. Люди набирают этот номер (иногда деньги списывают уже на этом этапе – Прим. авт.), диктуют номера своей карты, которые никому не надо сообщать. И дают мошенникам возможность снять деньги. Информацию о блокировке карты нужно проверить, позвонив в банк – на номер, указанный на вашей же банковской карте».
Какие ошибки совершают потребители?
Начальник отдела развития и координации внутреннего рынка Госалкогольинспекции РТ Розалия Арсланова:
«В этом году исполнилось 25 лет закону «О защите прав потребителя» - единственному закону, который касается каждого человека без исключения. Но о высокой правовой грамотности населения говорить нельзя. За 5 месяцев 2017 года мы получили более 5 тыс. обращений граждан. Судя по ним, чаще всего потребители совершают такие ошибки:
- перед заказом услуг по объявлениям не задумываются о надёжности продавца (исполнителя услуги), о том, что в случае претензий его сложно будет найти;
- договариваются с исполнителем устно, не заключая письменного договора, в котором бы прописывались обязательные требования;
- потребитель оплачивает товар (услугу), не попросив документ, подтверждающий оплату;
- обнаружив недостатки в товаре или в работе, не заявляет о них продавцу (исполнителю) письменно;
На заметку
Что должно быть в договоре об оказании услуг?
- Описание услуги (предмет договора), её итоговой стоимости, срок выполнения.
- Если это изготовление товара, приложен эскиз, все размеры должны быть сняты в присутствии заказчика.
- Подпись исполнителя, её расшифровка. Если там стоит ФИО директора, а подписывает другой человек, у него нет полномочий
- Адрес регистрации исполнителя, его ИНН, желательно расчётный счёт. Если это индивидуальный предприниматель с ИНН, можно в базе данных Федеральной налоговой инспекции, узнать, зарегистрирован ли он, работает или уже закрыл своё предприятие.
- Способ, схема оплаты. Не стоит производить полную оплату, пока не подписан акт сдачи-приёмки.
По данным Союза потребителей РТ