Пусть не весь Свияжск, но Успенский собор, монастырь острова-града наконец-то попали в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этой же чести в 2014 году после нескольких лет отказов был удостоен Болгар.
О том, какой «магией» обладают эти места, оправданна ли роскошь «татарстанского Тадж-Махала» и как архитектура доказывает существование вселенского разума, - в интервью «АиФ-Казань» с автором Белой мечети, архитектором Сергеем Шакуровым.
«Когда будет готово?»
Ольга Любимова, «АиФ-Казань»: Сергей Петрович, у вас единственного в Союзе архитекторов РФ нет высшего образования. Однако вы автор главной мечети РТ Кул Шариф, участвовали в воссоздании Казанского кремля. Как добились таких успехов?
Сергей Шакуров: Об успехах не мне судить. Наверное, оказался в нужном месте в нужное время. 90-е годы, несмотря на все сложности, были временем больших возможностей, лихих заказчиков. Я организовал товарищество с ограниченной ответственностью, в уставе которого было записано всё, что только можно, в том числе и архитектурная деятельность. Тогда это допускалось. У нас в штате был дипломированный архитектор, но этой работой увлёкся и я. Мы построили несколько жилых домов. Ведь не по образованию же определяется профессия, а по внутреннему призванию. Через несколько лет архитектор Искандер Сайфуллин пригласил меня на проект Кул Шариф.
- Гауди, Корбюзье тоже не имели высшего архитектурного образования. А сейчас времена самородков прошли?
- Никогда они не пройдут. Но сегодня у меня, наверное, ничего бы не получилось: законодательство ужесточилось. А тогда я ничего специально не предпринимал - не пытался отнять у кого-то кусок хлеба. Мне нравилось всё время делать что-то новое.
В архитектуру я заходил не со студенческой скамьи, а получив опыт рытья котлованов, возведения стен, монтажа перекрытий. В училище выучился на токаря-универсала. Там на высоком уровне преподавали начертательную геометрию, технические дисциплины.
- Болгар, где вы работали, и Свияжск не сразу попали в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Эксперты критиковали «новоделы».
- Мне тоже нравится не всё, что там сделано. Беда в том, что у нас в основном действуют по административной воле сверху: «Есть мнение, что надо отреставрировать вот так!» А на совещаниях только задают вопросы: «Когда будет готово?» Каким образом, каким настроением всё это делается, никого не волнует. Но то, что в Болгаре и Свияжске уже необходимо было что-то делать - это однозначно. Чтобы показать их всему миру, нужна инфраструктура. Это невозможно без новоделов - в том числе новых дорог, кемпингов.
У Болгара и Свияжска богатые перспективы. В Болгаре археологи обследовали всего 5-10% территории. Наверняка такая же ситуация и в Свияжске. Его очарование было в атмосфере богом забытого уголка, где как будто остановилось время… И сейчас достаточно прогуляться по берегу, когда вода уходит (бывает такое на Волге) - столько интересного можно обнаружить у себя прямо под ногами.
Сокровища под ногами
- Старинные кованые гвозди до сих пор находят…
- Даже скребки каменного века, которыми первобытные люди чистили шкуры, старинные монеты, украшения – чего только нет. А в Болгаре до сих пор не раскрыта тайна камней, из которых сложены малый минарет, остатки ханской усыпальницы. Они явно не местные.
- Вы проектируете мечети. Значит, религиозный человек?
- Хотя меня крестили в католической церкви, ни одна конфессия не имеет чести видеть меня в своих рядах. (Смеётся.) Принципиально не исповедую никакой религии. Считаю, достаточно соблюдать основные моральные заповеди. Они универсальны. А вся эта обрядовость пока не для меня.
- Почему специализируетесь именно на исламской архитектуре?
- Если европейская архитектура - это арифметика, то исламская - алгебра. Там всё несёт функцию - любая кривизна, любой орнамент. Если европейские орнаменты имеют логическое завершение, у восточных его нет. Эти узоры создают замкнутое поле, показывая только часть космоса, которую мы можем видеть, меняют мировоззрение. Я вижу только часть, но подразумеваю, что есть ещё нечто огромное вне моего поля зрения.
- Что зашифровано в архитектуре Кул Шариф?
- Заложен основной знак – восьмиконечная звезда, вокруг неё выстроены все остальные конструкции, элементы. Квадрат в квадрате, повёрнутые на 45 градусов, являются семантическим знаком ислама. Основной смысловой элемент Кул Шариф - не декор, которого, на мой взгляд, там слишком много, а несущие конструкции, построенные по принципу орнамента. В них - целый комплекс идей.
В своём саду
- Считается, мусульманину для молитвы достаточно коврика или даже камня в пустыне. Оправданна ли роскошь Белой мечети, возведенной из того же мрамора, что и «Ла Скала»?
- Итальянский мрамор выбрали не потому, что был нужен дорогой материал. Мы искали камень подходящего цвета и фактуры - матовый, не холодный. На мой взгляд, идеален был бы известняк. Но в наших карьерах его в промышленных масштабах нет. После долгих поисков выбрали камень из итальянского карьера, из которого построены многие здания в Италии.
Владимир Путин, побывав в Болгаре, сказал, что издалека эта мечеть смотрится как грандиозное сооружение, а вблизи кажется маленькой, уютной. Внутри человек перестраивается на другой лад - не может разговаривать громко, чувствует спокойствие. Такие оценки я считаю удачей. Значит, масштабы здания пропорциональны человеку. От размеров это не зависит: большое пространство тоже может быть комфортным. Мы на подсознательном уровне оцениваем архитектуру.
- У Белой мечети тоже есть свой «секретный код»?
- В орнаментах квадратной площади отражено представление мироустройства, которое называется «4 сада». 4 реки делят Землю на 4 стороны света, 4 сада. Но все эти символы находятся на так называемом «пятом фасаде», который виден только с птичьего полёта.
- Почему?
- Просто эти орнаменты важны в более высоком смысле, нежели восприятие с уровня зрения человека. Я уверен: вселенский разум существует. Думаю, он напоминает огромную компьютерную сеть, к которой подключено огромное количество пользователей по всей Земле. Каждая наша мысль, мечта, планы уходят в этот «банк данных». Ни хорошее, ни плохое не пропадает зря – всё это формирует информационное поле. Мы все вместе создаём вселенский разум – каждый на своём участке жизни.
- Чего в нём больше – позитива или негатива?
- О, если бы это знать! Нам доступно фильтровать только свои собственные мысли… Но, если человечество, хоть и не без проблем, всё же существует, значит, хороших мыслей явно больше.