Примерное время чтения: 9 минут
210

Ректор, музыкант, дебошир? Кем был знаменитый авиастроитель Николай Максимов

В Казани было собрано 10 500 из всех 11 000 выпущенных Пе-2 и Пе-3. Путёвку в жизнь им дал Николай Иванович Максимов - во время войны главный контролёр Казанского авиазавода/
В Казани было собрано 10 500 из всех 11 000 выпущенных Пе-2 и Пе-3. Путёвку в жизнь им дал Николай Иванович Максимов - во время войны главный контролёр Казанского авиазавода/ Public Domain

В Казани к 9 мая восстанавливают легендарный Пе-2 - основной фронтовой бомбардировщик Красной армии времён Великой Отечественной войны. «Летающую крепость» представят в парке Победы. В Казани было собрано 10 500 из всех 11 000 выпущенных Пе-2 и Пе-3.


Путёвку в жизнь им дал Николай Иванович Максимов - во время войны главный контролёр Казанского авиационного завода, позже директор, при котором в Казани освоили производство сверхзвукового бомбардировщика Ту-22, запустили в серию представительский лайнер Ил-62.

 

Дом с историей

Корреспондент «АиФ-Казань» побывала в доме, где с 1945 г. живёт семья Героя Социалистического труда Николая Максимова. Он находится в коттеджном посёлке Урицкого, построенном пленными немцами для работников авиаотрасли. Каким человеком был знаменитый авиастроитель, рассказала сноха Николая Ивановича Светлана Борисовна Максимова. Её судьба тоже связана с авиацией. Семья Светланы Борисовны приехала в Казань в товарном вагоне во время войны - их эвакуировали сюда вместе с Московским авиазаводом.

Пианино с нотами в доме Максимовых.
Пианино с нотами в доме Максимовых. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

В доме Максимовых есть место, которое семья в шутку называет «стеной плача». Это панели с фотографиями - история жизни нескольких поколений. Рядом пианино с нотами, в которых сохранились пометки Николая Ивановича. Знаменитый авиастроитель был ещё и прекрасным музыкантом. На гитаре и фортепиано играл его отец Иван Гаврилович. Он всю жизнь служил на железной дороге, был начальником станций в Ижевске, Сызрани, Казани, Симбирске (сейчас Ульяновск). В семье было четыре дочери и сын Николай. С подачи отца все они прекрасно играли на фортепиано, пели.

Николай Максимов с сестрами.
Николай Максимов с сестрами. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Белоручкой Николай никогда не был. Пришлось ему трудиться рабочим, и грузчиком. Приехавшего из Ульяновска паренька не приняли в энергетический институт (позже этот вуз перепрофилированный в Казанский авиационный институт). Нет, не потому, что он плохо учился. Школу Николай окончил с отличием, был комсомольцем-активистом. Подвело происхождение - из служащих. Максимов по совету отца устроился в ремонтную бригаду на железнодорожной станции. Так он получил нужный для поступления в вуз статус рабочего. Став студентом, занимался в аэроклубе, прыгал с парашютом, работал грузчиком на пристани. При этом Николай Иванович и его супруга Вера Николаевна окончили КАИ с красными дипломами.

Выдающиеся способности Николая были заметны еще тогда. Едва Максимов окончил вуз, как его выдвинули на пост ректора КАИ. Но он сам подал в отставку. Шёл 1937 г. Николай узнал, что его дядю объявили «врагом народа». Понял, что ректором при таком родстве ему работать не дадут. Родственника Максимова реабилитировали, но уже после войны.

Максимов (четвертый слева) с правительственной делегацией в Лондоне.
Директор Казанского авиазавода Максимов (четвертый слева) с правительственной делегацией в Лондоне. 1963 г. Фото: Из личного архива/ Светлана Максимова

Главный из главных

Максимова взяли на работу в ОКБ при КАИ. В 1941 г. он становится начальником бюро цехового контроля лётно-испытательной станции Казанского авиазавода, где шло крупносерийное производство Пе-2. Новоиспечённого 30-летнего контролёра на заводе поначалу сочли дебоширом, вредителем. Шутка ли - кувалдой разбил обтекатели уже готовых к отправке на фронт самолётов, потому что нашёл там брак! И всё же под трибунал «хулигана» не отдали. Максимов доказал свою правоту. Он всегда мог обосновать любой свой поступок.

В 1943 г. Николая назначают главным контролёром завода. Кувалду в руки он больше не берёт. Ходит по заводу с краской и кистью, ставя кресты на агрегатах с дефектами. Без подписи Максимова на заводе тогда не могли выпустить ни один самолёт. Он был главным из главных. Сборочный цех, весь выпуск, все самолёты, аэродром - всё было в его руках.

Правда, сугубо земным специалистом Николай Иванович не был - при необходимости мог сам подняться в небо. Ещё в молодости получил права на управление самолётом. Летать ему приходилось и во время войны. Лично доставил на самолёте сына в Елабугу к бабушке, потому что сам и жена тогда буквально жили на заводе. Деликатесом считали кусочек хлеба, намазанный натертой свеклой с сахаром.

После Победы Николая Максимова назначают заместителем директора по производству, а вскоре и главным инженером завода. Именно тогда, в 1947 г. в Казани  стартует серийное производство бомбардировщика Ту-4, способного нести ядерное оружие. Затем начинается выпуск многоцелевого Ту-16 и первого советского пассажирского самолёта на реактивной тяге Ту-104. В честь этого конструктор Андрей Туполев подарил Максимову фотографию первого Ту-104 с надписью «Николаю Ивановичу Максимову на добрую память о совместной работе по подработке самолётов АНТ и ТУ от коллектива создателей самолётов».

Ещё одно знаковое фото из архива Максимовых относится к 1963 г., когда Николай Максимов, уже работавший директором авиазавода, прилетел в Лондон в составе правительственной делегации с Анастасом Микояном и  Сергеем Ильюшиным. Всю поездку Максимов не расставался с фотоаппаратом, снимая всё, что видел на британских аэродромах, авиазаводах. Это помогло в разработке новых технологий, развитии производства. В дальнейшем на заводе осваивают сверхзвуковой самолет Ту-22, запускают в серию Ил-62 – гордость и флагман Аэрофлота.

Феномен Максимова ещё и в том, что он был первым директором авиазавода из местных кадров. Раньше руководители военные специалисты из Москвы. Стараясь создать свою команду, Николай Иванович ходил на все выпускные вечера в КАИ. Видя талантливых ребят, старался привлечь их на завод, растил из них высококлассных специалистов.

Именно заядлый футбольный болельщик Николай Максимов придумал название команды «Рубин». Раньше она была заводской, называлась «Крылья Советов». На заводе был секретный прибор с красивым названием «Рубин». Так решили назвать и команду.

«Только ничего не ломайте»

Максимов дома тоже был трудягой. Его день начинался рано. В пять утра он уже был на ногах, выходил в сад, обходил свои владения. Сам делал ремонт, старался внедрить новинки - приобрёл редкую тогда скороварку, другую бытовую технику. Его сад соседи называли сказочным. Максимов умудрялся сделать по 20-30 прививок на одной яблоне. Получал огромные урожаи яблок, вишни. Запускал на свой участок соседских детей: «Собирайте, только ничего не ломайте».

Николай Иванович умер в 55 лет от инфаркта. Не жалел себя, не обращал внимания на больное сердце. Никогда не унывал и считал себя очень счастливым человеком. Умел быть жёстким и требовательным на работе, потому что «в авиации мелочей не бывает», и весёльчаком, душой любой компании.

В чем был секрет? Он отлично разбирался в людях, мгновенно «сканировал»  каждого человека и умел вовремя сказать нужные слова, помочь. Знал не только заводчан, но и лётчиков-испытателей своих машин. Они были одной большой семьёй. Со многими коллегами Николая Ивановича Максимовы дружат до сих пор.

«Мой дед был штурманом-испытателем, прошёл Финскую войну, награждён медалью «За отвагу», тремя орденами Красной Звезды, - рассказывает внучка Василия Степановича Демидова Марина Демидова. - За работу на заводе награждён Орденом Трудового Красного Знамени. Экипаж лётчика-испытателя Анвара Каримова, в котором служил мой дед, погиб в 1961 г. Справиться с горем нашей семье помог Николай Иванович Максимов. Мы считаем его родных нашими близкими, дорогими людьми».

КСТАТИ

Пе-2 в Казани воссоздают из фрагментов и обломков погибших в Великую Отечественную войну настоящих боевых машин. Этим занимается региональная общественная молодежная организация «Объединение «Отечество» Республики Татарстан при поддержке правительства РТ. 

С 2016 года поисковики обследуют места падений и вынужденных посадок самолетов Пе-2.  С этих мест собирают пригодные для реставрационных работ фрагменты, агрегаты, обломки, детали и доставляют в Казань. По найденным номерам самолетов и моторов удалось установить судьбы 176 членов экипажей этих самолетов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах