Директор музея Салиха Сайдашева Эльвира Низамутдинова - обладательница большой коллекции кукол. Но она не просто собиратель. Эта женщина из тех редких людей, кто, вопреки любым проблемам, творит особенный мир - не обязательно кукольный, вовлекая в орбиту красоты всех, кто рядом.
Она собрала коллекцию миниатюрных музыкальных инструментов, поделочных камней и минералов, миниатюрных автомобилей, но самые любимые - куклы.
В соседстве с Тиффани
В лихие 90-е Эльвира Шамильевна, филолог, музыкант и актриса, преподавала музыку в обычной казанской школе. Этот предмет зачастую считают одним из самых несерьёзных и необязательных. Но на уроках Эльвиры Шамильевны даже самые отпетые хулиганы, писавшие фамилию Бетховен с тремя ошибками, прилежно изучали его биографию, составляли рефераты. С восторгом слушали трагические истории Риголетто, Каварадосси. А потом шли на оперные спектакли и взахлёб рассказывали товарищам об увиденном и услышанном.
Сегодня у Эльвиры Шамильевны трое детей, две внучки, внук. Она солидный, прагматичный человек и при этом до сих пор «играет» в куклы.
«Собирая их, я, конечно, узнала много нового, - говорит коллекционер. - Но главное - мне нравится их изящество, ненавязчивая грация. Обстановка не может не влиять на человека. Ну как стать хамом, если тебя окружают прекрасные картины, лепнина, со вкусом подобранные вещи? По мраморным полам нельзя бегать, на них нельзя плюнуть - по ним надо шествовать. Одно дело - держать в руках гранёный стакан и совсем другое - фарфоровую чашечку».
Квартира Низамутдиновых в типовой казанской «хрущёвке» кажется обычной только на первый взгляд. С порога вас встречают куклы, игрушки, статуэтки, фигурки. Они повсюду: на полках, диванах и креслах, стеллажах в комнатах, в коридоре. Фарфоровые красавицы ручной работы в народных костюмах России и стран СНГ. Героини мировой классики: булгаковская Маргарита с жёлтыми цветами, Лариса Огудалова, чеховская дама с собачкой, мадам Бовари Флобера, барышня-крестьянка Пушкина, Скарлетт О`Хара в платье из занавесок. По соседству расположились Екатерина Вторая, Жозефина Бонапарт-Богарне, последняя российская императрица Александра Фёдоровна, королевы Елизавета и Виктория.
Есть и кукольный домик викторианской эпохи с сервизами из настоящего фарфора, столовыми приборами и маленьким литым утюжком. На одной из полок стоит кукольная библиотека в миниатюрных шкафах викторианской эпохи. И эти книги можно читать!
На всё это великолепие гордо взирает сибирская кошка Тиффани. До некоторого времени она чувствовала себя хозяйкой в квартире - пока не появились куклы. «К фарфоровым котятам Тиффани совершенно равнодушна, - говорит Эльвира Шамильевна. - Считает их неживыми. Куклы - другое дело. Когда они только поселились на полках, где раньше ходила кошка, она, глядя мне в глаза, лапой сбрасывала соперниц на пол. Но потом поняла, что эта территория уже не её, а кукол. С тех пор кошка их не трогает. Относится как к неприятным соседям, которых приходится терпеть».
Барышни без Барби
Собирать куклы начала мама Эльвиры Шамильевны.
Итальянские, французские игрушки в СССР появлялись очень редко, в 60-70-е годы верхом совершенства были куклы из ГДР. Они продавались в ЦУМе и были жутким дефицитом, но маме удавалось их приобретать. Отец (Шамиль Гильмутдинович Низамутдинов, заслуженный деятель искусств РТ, профессор Казанской консерватории) учился в аспирантуре в Московской консерватории и привозил игрушки из столицы. Немецкие куклы из детства и стали основой коллекции.
Эльвира Шамильевна покупает тех кукол, которые пришлись ей по душе, не задаваясь целью приобрести что-то очень дорогое и раритетное. Самых любимых поселила в кабинете. «Иногда я меняю куклы местами, - рассказывает коллекционер. - Ведь из коридора не видно ни улицы, ни солнечного света».
Любимой куклы многих современных девочек - Барби - в коллекции нет. Наша героиня считает её «блондинкой в худшем понимании этого слова с якобы образцовой фигурой». Своих кукол Эльвира Шамильевна называет барышнями, любит за одухотворённость, мечтательность. «Барби постоянно что-то для себя требует, - считает она. - А мои куклы самодостаточные. Им нужно, только чтобы их видели, обращали на них внимание». Поэтому, приходя домой, коллекционер всегда приветствует кукол: «Девочки, я пришла!» Ей кажется, что иногда какая-то коробка чуть-чуть отходит от стены. Значит, куклам интересно, что там происходит… Когда в доме появляется новая красавица, будто бы все поворачивают головы и смотрят на неё. Кто-то - очень высокомерно, кто-то - очень внимательно, кто-то - с завистью, а кто-то - с пренебрежением... Хозяйка понимает, что всё это её фантазии. Но именно они создают особую атмосферу в доме.
Замыкая круг
Так сложилось, что самые яркие события из жизни семьи Низамутдиновых «отмечены» игрушками. Они часть дома. Одна из дочерей была Снегурочкой на президентской ёлке. После этого ей была подарена кукла Снегурочка.
Когда родился внук, дедушка Шамиль Гильмутдинович первым делом отправился в магазин за игрушечной железной дорогой. Маленький ёжик отслужил в армии вместе с сыном Эльвиры Шамильевны. Он играл в военном оркестре на тромбоне, сделанном по особому заказу ещё для его деда. Сидя в футляре тромбона, ёжик участвовал в парадах на Красной площади. После того как фамильный инструмент прошёл армию, семья передала тромбон в Нацмузей РТ. Круг замкнулся.
«Любое историческое событие - из жизни страны, города, семьи или человека - всегда делает круг и должно замкнуться, - говорит Эльвира Шамильевна. - Тромбон не попал в музей до тех пор, пока дважды не побывал в Москве - с папой и с его внуком. В музее он завершил свой жизненный круг».
Дочери нашей героини относятся к её коллекции спокойно, зато куклами увлеклась младшая внучка. Иначе и быть не может, считает наша героиня. Всегда найдётся человек, который продолжит начатое тобой.
Как и в каждом доме, у Низамутдиновых есть игрушки, которые хранить нельзя, а выбросить жалко. Но сделать это не поднимается рука. «Ребёнок любой игрушке отдаёт всю свою любовь, нежность, радость, - считает Эльвира Шамильевна. - В его руках игрушка оживает.
Ну зачем её выбрасывать? Отнесите в музей. Там смогут оценить, представляет ли она ценность. И музейщики, как правило, ничего не выбрасывают».