Hello!* из Малой Шильны
Улыбающийся седовласый мужчина встречал нас у ворот своего дома. У Дэвида Николсона (полного тёзки известного актёра) особенная, открытая улыбка. Визита журналистов он ждал с самого утра. Какой уж тут огород, когда вот-вот будут гости! Да и потом, «как я буду давать интервью с грязными руками?!» - резонно замечает он жене.
А нам пришлось изрядно поплутать, чтобы найти деревеньку под названием Малая Шильна. Хоть это и всего в 15 минутах езды от Набережных Челнов.
- Добрый день, - на ломаном русском приветствует нас Дэвид. – Добро пожаловать!
Он живёт в России почти 10 лет, но до сих пор не выучил русский язык. «Светлана не говорит со мной на русском, поэтому я не знаю его», - поясняет он. Супруга переводит нам ответы.
Как же англичанина из графства Йоркшир занесло в Малую Шильну? Ответ прост – любовь! Дэвид познакомился с будущей женой по переписке.
- В начале 2000-х пошла мода на мужей из-за границы, - рассказывает Светлана Ивановна. – Я знакомила своих сотрудниц с иностранцами, у некоторых завязывалась переписка. Уговорили подать объявление о знакомстве и меня.
Желающих познакомиться оказалось немало, однако у челнинской невесты было условие: переезжать за границу она не собиралась, тем более что в родном автограде у неё собственный салон красоты.
Первым на её письмо откликнулся 59-летний Дэвид.
«Я решила, что это судьба, и другие предложения даже не стала рассматривать», - рассказывает Светлана Ивановна. А дальше – встреча на нейтральной территории, в Болгарии, совместный отдых. Жених поразил челнинку своей галантностью, умением танцевать и красиво ухаживать. Затем была встреча в Челнах, где и состоялась помолвка, свадьба в Англии и возвращение в Россию. За полтора месяца пребывания за границей россиянка безумно соскучилась по родине.
«Моё отношение к России изменилось после переезда сюда, - признаётся Дэвид. - Раньше я знал только какие-то моменты из истории, про войны и правителей. Сейчас я смотрю на всё это как житель этой страны, и моё мнение изменилось в лучшую сторону.
У Дэвида сложились хорошие отношения с двумя дочерьми жены, с их детьми. Но несмотря на радушный приём, привыкание к новой родине происходило болезненно. Светлана Ивановна вспоминает случай, когда Дэвид настаивал, чтобы дети не садились за стол после всех: ребёнка можно разбаловать. И хотя подстраиваться всё-таки пришлось ему, какие-то правила он внёс. Чай и овсянка по утрам – обязательный ритуал у англичанина.
Понять русскую душу
Через некоторое время после переезда в Малую Шильну Светлана с Дэвидом обвенчались. «Я хотела показать ему, как играют свадьбы у нас в стране», - объясняет Светлана Ивановна. Масштаб «русской души» Дэвид оценил и на праздновании своего 60-летнего юбилея. Такого грандиозного праздника в его жизни никогда не было.
За эти десять лет англичанин познакомился со многими российскими традициями. Привык к русской еде и теперь может сам сварить себе борщ или картошку. Полюбил баню, и каждую субботу они с женой парятся. Зимой почти каждые выходные интернациональная семья катается на лыжах. А ведь сугробы он впервые увидел здесь, в Малой Шильне. Говорит, никогда не подозревал, что снега может быть так много. Эти развлечения заменили ему походы в английские клубы, где он когда-то с удовольствием играл в бинго.
Когда Дэвиду хочется побыть одному и заняться любимым делом, он садится на свой мотоцикл и отправляется на рыбалку. А ещё он любит работать в огороде и особенно - выращивать горох. Благодаря его стараниям, возле дома появился настоящий английский газон.
Мы задаем Дэвиду провокационный вопрос: за какую сборную он болеет на Евро-2012? «На родине я, конечно, болел за сборную Великобритании, но сейчас чувствую себя русским и болею только за российские команды», - говорит он.
Вернуться к себе в Англию Дэвид не хочет и объясняет это так: «Здесь люди добрее, с соседями мы пытаемся общаться каждый день. Я сам хожу за молоком, за яйцами. Мне здесь нравится. Здесь замечательная семья, какой у меня никогда не было».
Его английские родственники (а у Дэвида в Великобритании остались пятеро детей) с ним не общаются. Сначала он переписывался с братом, но затем перестал получать от него ответы.
Новая родина
- Дэвид, почему вы не хотите возвращаться на родину?
Вместо ответа мужчина глубоко и громко втягивает воздух, раздвигает руки и долго не выдыхает.
«Здесь очень чистая атмосфера, можно гулять по всему лесу и не опасаться, что ты вторгся в чужие владения – потому что здесь нет границ!»
А нам подумалось: было бы здорово, если бы не только иностранцы, но и наши граждане оценили просторы и красоту нашей страны, её нетронутые уголки и научились это замечать и беречь. Как ценит её обрусевший англичанин.
- Приходилось ли вам сталкиваться с российской бюрократией?
- Как таковых проблем с миграционной службой у меня не было, если не считать нудного и длительного оформления документов, - говорит англичанин. - Но сейчас мне предлагают покинуть страну. Мы пришли оформлять продление вида на жительство день в день. Оказывается, надо было начинать процедуру за полгода.
Возмущена российскими законами и Светлана Ивановна: «Представляете, сколько времени оформляется вид на жительство? При этом российское гражданство мы не можем оформить, иначе мы оба лишаемся пенсии. Такой закон действует в Англии. Старого человека выгнать в никуда? Ведь у него теперь в Великобритании ни кола, ни двора.
Кстати, английское правительство выплачивает Дэвиду неплохую, по российским расценкам, пенсию в 600 евро. Светлане Ивановне, как жене англичанина, доплачивают почти половину этой суммы.
Здесь в Шильне ещё до замужества хозяйка обустроила добротный дом. Обставила его на свой вкус. В нём царит уют и комфорт. А ещё любовь. Всё, что им нужно.