Год назад в республике появилась общественная организация, занимающаяся проблемами ЖКХ. До этого два года группа активистов работала при Общественной палате РТ, а теперь вышла на новый уровень.
Добро пожаловаться
- Дмитрий Сергеевич, чем занимается ЖКХ-контроль?
- Наша организация призвана помочь жителям в решении жилищно-коммунальных проблем и объединить усилия всех НКО в этой сфере. Одной из задач мы ставим и сотрудничество с органами власти, жилищной инспекцией, административно-технической инспекцией, а также УБЭП.
- Организация финансируется за счет бюджетных субсидий. Насколько вы готовы защищать интересы населения в таком случае?
- Мы можем полностью защищать интересы потребителя. В своей деятельности мы не зависимы
- Что входит в структуру деятельности ЖКХ-контроля?
- У нас работает «горячая линия» с понедельника по субботу. Поступающие звонки мы делим на три группы: вопросы, по которым можно сразу проконсультировать; вопросы, требующие уточнения, в таком случае мы можем сами перезвонить потребителю. Третья часть всех звонков требует личного приема. Большинство вопросов приходится решать на приеме, смотреть документы, ведь большинство граждан мало знакомы с нюансами жилищного законодательства.
- На каких условиях?
- Бесплатно. Мы можем разъяснить последовательность действий, помочь написать жалобу, претензию. Жалоба может исходить и от нашей организации, и это будет зачастую более эффективно, мы знаем, что письмо не отложат в долгий ящик. Если вопрос не решается, поможем в суде. Еще одним важным аспектом нашей деятельности является просвещение. Мы проводим обучение населения на специально организованных курсах на базе колледжа коммунального хозяйства и строительства. В 12-часовой курс входят основы Жилищного кодекса, юридическая практика, взаимодействие УК и совета дома, вопросы энергосбережения. В колледже есть специально оборудованный кабинет, где можно наглядно увидеть, как работают приборы учета. По окончании обучения выдается сертификат и методическая литература. Занятия проходят по субботам в первую половину дня. Приглашаем все желающих. Пока мы обучили 450 человек.
Воспитать потребителя
- Планируются ли выезды в районы, ведь просвещение нужно не только казанцам?
- Мы уже были в Зеленодольске, Нижнекамске, Чистополе и Высокогорском районе, в планах - Альметьевск, Набережные Челны, Лаишевский и Пестречинский районы. Но планируем охватить все районы. Параллельно я веду работу по поиску ответственного от исполкома города, который бы работал с общественным контролем. Одна из наших главных задач - появление грамотного собственника, создание совета МКД, который бы напрямую взаимодействовал и быстрее решал вопросы.
- А какие полномочия у совета дома?
- У него есть свой устав, он может представлять интересы собственников в суде. Совет дома готовит предложения по порядку пользования имуществом дома, определяет порядок пользования земельным участком, планирует перечень работ по ремонту имущества, взаимодействует с органами местного самоуправления.
- УК обязана прислушиваться к совету МКД?
- Да, исходя из ст. 161 Жилищного кодекса. Совет МКД также осуществляет контроль за ходом ремонтных работ, имеет право подписывать акты выполненных работ, присутствовать при съеме показаний приборов учета и так далее.
Одна беда – ОДН
- Госдума рассматривает законопроект о введении норматива по ОДН. На ваш взгляд, эти очередные поправки, касающиеся начисления ОДН, могут решить наконец эту проблему?
- Да, эти поправки вступят в действие с апреля 2016 года. Но не думаю, что это поможет кардинально решить проблему и создать прозрачность в расчетах общедомовых нужд.
- На что чаще всего жалуются граждане?
- На ОДН, людям непонятен механизм начисления общедомовых нужд. Особенно их возмущают некие долги при том, что они исправно платят. На втором месте по частоте – неудовлетворительное качество ЖКУ, вопросы капитального ремонта. Почему дом всклочили в программу на 2030 год, тогда как канализация или крыша течет уже сейчас. Также среди жалоб – ведение финансово-хозяйственной деятельности УК или ТСЖ. Люди хотят знать, куда ушли их деньги. 7% жалоб на неудовлетворительное состояние придомовой территории, парковку на зеленой зоне, малый процент жалоб на бездействие уполномоченных органов.
- 50 на 50. Иногда придет человек со словами: «А мне не нравится, какой тариф мне написали в счет-фактуре. Я не согласен и не буду платить». Кто-то услышал от соседа, что ОДН отменили и перестал платить, в итоге образовался долг в 50 тыс. руб. А потом человек спрашивает, откуда такая сумма?
- Какие проблемы удалось решить при помощи ЖКХ-контроля?
- Мы выиграли судебный процесс против председателя одного из ЖСК, который не предоставлял документы о расходах в доме и писал необоснованные цифры. Сейчас проблемы устраняются. Также наш юрист обратился в суд по поводу несоответствия договора упраления МКД Жилищному кодексу. Суд привлек Управляющую компанию к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП и назначил штраф в размере 10000 рублей. Недавно мы участвовали в суде по делу о незаконном захвате подвала. Суд вынес решение в пользу истца.
Кстати
В Татарстане стартовал опрос населения о повышении тарифов на услуги ЖКХ, который проводит КГАСУ. Высказать свое мнение можно здесь.