aif.ru counter
822

Крепостной, белогвардеец, царепоклонник. Популярные мифы о Фёдоре Шаляпине

Юный Шаляпин.
Юный Шаляпин. © / Public Domain

Вокруг имени Федора Шаляпина создано немало мифов, многие из них - плоды работы советской пропаганды, стремившейся показать певца в негативном свете. В книге «Маска и душа», которая была издана в Париже в 1932 году, о том, как появились эти мифы, рассказал сам Шаляпин. Примечательно, что в советское время книга полностью не публиковалась.

В день рождения великого баса «АиФ-Казань» напоминает, как мифы о себе развенчивал он сам. 

Миф 1. Шаляпин, презрев звание Народного артиста СССР, ради личных благ покинул Россию

Шаляпин о себе говорил: «К жизни я относился горячо. В течение почти двух десятков лет я сочувствовал социалистическому движению в России…» Революцию 1917 года певец встретил достаточно благосклонно. Но первые дни новой власти начинают раскрывать Шаляпину глаза на большевиков. Он вспоминал: «Первым Божьим наказанием мне была реквизиция какими-то молодыми людьми моего автомобиля. Зачем, в самом деле, нужна российскому гражданину машина…?... Отняли дом, вклады в банке. И меня, сколько могли, грабили по мандатам и без мандатов, обыскивали и третировали «буржуем». Материально страдая, я все-таки кое-чем перебивался и жил. Если я о чем и беспокоился, так это о моих малолетних детях, которым зачастую  не хватало даже просто молока». 

Новая власть, которой он вначале симпатизировал, использовала его популярность в народе в своих целях. Шаляпину Решением Совнаркома присваивается звание первого Народного артиста Советской Республики (певец уже имел звание Солиста Его Величества, которое ему пожаловал Николай II в 1909 году).

Несмотря на это, он не мог в полной мере реализовать свой творческий потенциал. «Но напрасно думают и утверждают, что до седьмого пота будто бы добивался русский народ театральных радостей, которых его раньше лишали, и что революция открыла для народа двери и театра, в которые он раньше безнадёжно стучался…. Народ в театр не шел… а был подталкиваем либо партийными, либо военными ячейками. Шел он в театр по «наряду». Потому ли, что власть желала и надеялась использовать сцену для своей пропаганды.  Надо-де нам что-нибудь выдумать для пролетариата и представить…И этот дух проникал во все поры жизни, составлял самую суть советского режима в театрах. Это он  убивал и замораживал ум, опустошал сердце и вселял в душу отчаяние.  Если известный политический режим подавляет мою свободу, насильно навязывает мне фетиши, которым я обязан поклоняться, хотя бы меня от них тошнило, то такой строй я отрицаю – не потому, что он называется большевистским или как-нибудь иначе, а просто потому, что он противен моей душе». 

Федор Шаляпин
Федор Шаляпин Фото: Литературно-мемориальный музей А.М. Горького

С разрешения советского правительства в 1920 году Шаляпин отправился на зарубежные гастроли. Во время первых гастролей часть заработанного певец отдавал в доход государства. «Половину моего заработка в Англии, а именно 1400 фунтов, я имел честь вручить советскому послу в Англии, покойному Красину. Это было в добрых традициях крепостного рабства, когда мужик, уходивший на отхожие промыслы, отдавал помещику, собственнику живота его, часть заработков», - писал Шаляпин.

В апреле 1922 года он приехал в Петроград и выступил в опере «Борис Годунов». Через несколько дней он отправился на гастроли в Европу, с которых уже никогда не вернулся. Выезжая из страны, певец дал себе слово «… держаться заграницей вдали от всякой политики, заниматься своим делом и избегать открытого выражения каких-нибудь  моих опинионов (мнения, - Прим.авт.) о советской власти».

Он писал: «Если я в жизни был чем-нибудь, так только актером и певцом. От политики меня отталкивала вся моя натура. Все, что людей разъединяет, меня смущало и ставило в неприятное недоумение. Религиозные распри, национальные соперничества, патриотические бахвальства, партийные дрязги казались мне отрицанием самого ценного в жизни – гармонии». Однако  жизнь повернула по- своему.  В 1927 году певца лишают звания народного артиста и запрещают въезд в СССР (звание было возвращено в 1991 году).

Миф 2. За рубежом Шаляпин помогал белогвардейскому движению

Основанием для такого утверждения стала следующая ситуация. Проживая в Париже, Шаляпин  посетил православного священника, отца Георгия Спасского. Выйдя от него, у крыльца дома он увидел нищих женщин с оборванными детьми, которые попросили у него милостыню. Федор Иванович вспоминал: «Но вышел такой несчастный случай, что ни у меня, ни у моего приятеля не оказалось никаких денег. В ту ночь я чувствовал себя отвратительно. Я думал о случае на церковном дворе. Помочь этим двум женщинам, конечно возможно, но двое ли их только или четверо? Должно быть, много».  На следующий день Шаляпин передал священнику 5000 франков.

Тронутый этим поступком, отец Георгий напечатал в русской газете несколько слов благодарности за помощь нуждающимся русским детям. Это не осталось без внимания советского представительства в Париже, которое направило в Москву телеграмму. Шаляпин писал: «Москва… вспыхнула от моего, в сущности, копеечного пожертвования. В газетах печатались статьи о том, что Шаляпин примкнул к контрреволюционерам. Актеры, циркачи, и другие служители искусства высказывали протесты, находя, что я не только плохой гражданин, но и актер никуда не годный, а «народные массы» отлучали меня от родины…»

Через некоторое время Шаляпин был приглашен к полпреду Раковскому для объяснений. Певец заявил: «…белогвардейским организациям не помогал,  в политике не участвую, стою в стороне и от белых и красных. Если дал 5000 франков отцу Спасскому на помощь изгнанникам российским, то это касается детей…»  Свои соображения на этот счет он изложил в письменном виде. Как вспоминал певец: «ВЦИК обсуждал мое дело. Вскоре было опубликовано официально, что я, как белогвардеец и контрреволюционер, лишаюсь звания Первого Народного артиста  республики» .  В газете появилась обличительная статья Михаила Кольцова. Владимир Маяковский также отметился в травле Шаляпина двумя стихотворениями.

«Вынув бумажник из-под хвостика фрака,

добрейший

          Федор Иваныч Шаляпин

на русских безработных

          пять тысяч франков

бросил

       на дно

              поповской шляпы.

Ишь сердобольный,

                  как заботится!

Конешно,

         плохо, если жмет безработица».

Миф 3. Коленопреклонение Шаляпина перед царем

После того, как он не выразил намерения возвратиться в СССР, в советской печати стали появляться различные инсинуации в отношении певца. Его выступления среди эмигрантов стали преподноситься как поддержка белого движения. Советские власти инициировали собрания творческой общественности, где стали упоминать коленопреклонение Шаляпина перед Николаем II.

Вскоре после окончания русско-японской войны император Николай II решил послушать в Мариинский театре «Бориса  Годунова».  В преддверии этого события между хористами и директором театра назрел конфликт финансового характера. Дошло до того, что хористы угрожали забастовкой. Шаляпин вспоминал: «И вот, когда они узнали, что в театр приехал государь, то они тайно между собою сговорились со сцены подать царю не то жалобу не то петицию.  Об этом намерении хора я, разумеется, ничего не знал…

После слов: «Господи, помилую душу преступного царя Бориса» - занавес опустился под невообразимый шум рукоплесканий и вызовов. Я вышел на сцену раскланяться. И в это  самый момент произошло нечто невероятное. Из задней двери декораций высыпала густая толпа хористов с пением «Боже, царя храни!» направилась на авансцену и бухнулась на колени. Я никак не мог сообразить, что случилось. Мелькнула мысль уйти за сцену, но сбоку выхода не было, а сзади сцена была запружена народом. Я ясно почувствовал, что с моей высокой фигурой торчать так нелепо, как чучело, впереди хора, стоящего на коленях, я ни секунды больше не могу. А тут как раз стояло кресло Бориса; я быстро присел к ручке кресла на одно колено.

Федор Шаляпин дружил с Горьким с детства, когда оба они жили в Казани.
Федор Шаляпин дружил с Горьким с детства, когда оба они жили в Казани. Фото: Литературно-мемориальный музей А.М. Горького

Всему инциденту я не придал никакого значения. В самых глубоких клеточках мозга не шевелилась у меня мысль, что я что-то сделал неблаговидное, предал что-то, изменил моему достоинству и моему инстинкту свободы. Должен прямо сказать, что при всех моих недостатках, рабом и холопом я никогда не был и не способен им быть. Это не в моей натуре, которая гораздо более склонна к оказательствам «дерзости», чем угодничества. На колени перед царем я не становился. Без злобы я говорю теперь, но до сих пор в душе моей пробуждается острая горечь обиды, когда вспоминаю, сколько этот инцидент причинил мне не заслуженного страдания, когда я вспоминаю о той жестокой травле, которой я  из-за него подвергся». 

Об этом эпизоде он, плача от обиды, впоследствии рассказывал Горькому на Капри. Но и своим для белоэмигрантов он не стал. Проживая за границей, Шаляпин, как гражданин СССР, имел контакты с официальными советскими представителями, что вызывало в свою очередь раздражение у белоэмигрантской печати, называвшей Шаляпина агентом красных. Эти обстоятельства причиняли немалые душевные страдания. Находясь в эмиграции, Шаляпин очень сильно скучал по России и по своей малой родине – Казани, где он родился и прожил первые 17 лет. Он написал в своем завещании: «Где бы я ни умер, даже за границей, пусть меня похоронят на Волге...». Через 46 лет после кончины Ф. И. Шаляпина, в октябре 1984 г., прах великого певца был перевезен из Парижа в Москву и перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 7 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество