Экзамены и пересдачи
В 7 класс лицея №131, поделившего первое место в рейтинге с IT-лицеем КФУ, учеников принимают, экзаменуя по русскому языку, математике и физике. По словам родителей, конкурс - от трёх человек на место. И это не последние экзамены.
«Рейтинг есть у каждого 9-классника. От него зависит, возьмут ли ребёнка в 10 класс, - рассказывает на условиях анонимности мама 8-классника. – Оценивают результат ОГЭ, работу в классе, активность и другое. Похоже, нас это тоже ждёт. В этом году впервые 9-классники, оказавшиеся на последних местах рейтинга, в августе пересдадут экзамены. Если докажут, что достойны, продолжат учёбу».
О том, что 10-е классы в республике будут сокращать, глава минобрнауки РТ Энгель Фаттахов объявил в 2015 году. Доля старшеклассников, решивших доучиться в школе до конца, уже сократилась до 44%. Родители уверены, что школы избавляются от неуспешных учеников, чтобы те своими результатами ЕГЭ не портили им рейтинг.
«Нечего цепляться к рейтингам и ЕГЭ, - рассуждает директор гимназии №26 Набережных Челнов Андрей Сальников. Гимназия заняла 2-е место в рейтинге. – Можно научить ребёнка хорошо сдать ЕГЭ, но его отчислят с первого курса, если его не научили учиться, трудиться. Мы не учим сдавать ЕГЭ, а просто учим, и 90% наших выпускников поступают на бюджет».
Где нормальный критерий?
В рейтинге лучших в этом году оказалось сразу 11 бугульминских средних школ (из 16 имеющихся в районе). Говорят, высокий балл на ЕГЭ в районе имеет чуть ли не каждый третий. Героиней этого года стала выпускница школы №16 Анастасия Золотухина, которая сдала на 100 баллов три экзамена. Летом 11 классов в Бугульме окончили 375 ребят, хотя двумя годами ранее выпускников 9 классов в районе было примерно в 2,5 раза больше. Видимо, прошли лучшие. Не этим ли объясняются успехи учебных заведений? Оптимизация школ в районе началась ещё в 2004 г. В 12 сельских школах просто закрыли 10-11 классы.
Казалось бы, к чему ещё стремиться? «Нельзя сводить показатели успехов в образовании к результатам ЕГЭ и числу поступивших в вузы, - считает председатель рескома Татарстанской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Юрий Прохоров. - Слишком упрощённо. Я против рейтингов школ. Они толкают директоров на грубый отсев учеников. Результаты ЕГЭ, число олимпиадников не всегда зависят от школы, а чаще от семьи, её благосостояния. Чтобы получить 100 баллов, победить в олимпиаде, нужно оплачивать репетиторство. Так что же мы оцениваем? Правильно было бы оценивать, что каждый ученик может доучиться с 1 по 11 класс и получить хороший аттестат. Вот он - нормальный критерий! Я уже 50 лет в образовании, и каждый год какая-то реформа. То всех загоняют в 10 класс, то, наоборот, выгоняют после 9-го. Такие скачки не делают чести нашей образовательной системе. Вполне возможно, что то, что сейчас оптимизируют, скоро придётся строить заново».