Издержки бизнеса
«На предприятиях сложилась критическая ситуация. Если сегодня тарифы будут сохранены на прежнем уровне, уже завтра число автобусов на маршрутах сократится на четверть, о чём мы считаем своим долгом проинформировать казанцев, - пишут директора 13 АТП. - Скоро ваш автобус не сможет приходить так быстро, как вы привыкли. Ряд самых нерентабельных маршрутов (обслуживающих окраины и посёлки) будут закрыты, сократится число автобусов в вечернее время».
По подсчётам перевозчиков, себестоимость поездки на разных маршрутах составляет от 22 до 42 руб. В октябре прошлого года представители АТП обратились в Госкомитет РТ по тарифам с просьбой повысить стоимость проезда, так как издержки на содержание автопарка выросли в разы. И это не предел - с апреля увеличиваются акцизы на бензин, значит, дизельное топливо вновь подорожает. Однако ответа не дождались. В пресс-службе ведомства сообщили, что заказчиком перевозок является исполком Казани, который должен обратиться к ним с консолидированным заявлением от перевозчиков и обоснованием по каждой позиции тарифного меню.
За столом переговоров
В мэрии Казани отреагировали на обращение: на прошлой неделе за круглым столом у мэра собрались перевозчики как частных, так и муниципальных предприятий.
«Мы разделяем высказанную в открытом письме тревогу руководителей автотранспортных предприятий, - говорит Айдар Абдулхаков, председатель комитета по транспорту Казани. - Действующий тариф не повышался с февраля 2014 года, тогда он был увеличен на рубль (5,2%). Стоимость поездки для льготников на автобусе не изменялась 5 лет - с 2011 г. Балансовые убытки муниципальных АТП к концу 2015 года составили более 400 млн руб».
По словам Наиля Садреева, директора ПАТП-4, из 22 маршрутов только 4 рентабельны. Так, на маршруте №40 себестоимость поездки 30 руб., на №78 - 33 руб, на №76 - 32 руб.
«Мы обслуживаем 23 маршрута, из которых 14 нерентабельны. Себестоимость на них составляет от 22 до 34 руб. Плюс увеличение расходов на страхование пассажиров, удорожание ГСМ и запчастей. Изношено 45% подвижного состава, это автобусы, купленные в 2006-2007 годах», - добавляет Альберт Мухаметшин, директор ПАТП-2.
По данным комитета по транспорту, в Казани нужно заменить около 350 автобусов. Большие издержки не позволяют поднять зарплату водителям, которых и так не хватает. «Водитель получает 28500 рублей. Не стоит забывать и об обслуживающем персонале - слесарях, медиках, механиках, у которых зарплаты намного ниже», - говорит Руслан Юсупов, частный перевозчик (ООО «Байлык-3»).
При этом регулярность выполнения рейсов в Казани выше, чем в России и составляет 92% (для сравнения в Европе - 96%).
«Рост тарифов не должен превышать инфляцию, - убеждён мэр Казани Ильсур Метшин. - Мы создали систему доступного общественного транспорта. Люди привыкли к комфортным автобусам, троллейбусам и трамваям. Понятно, что всё дорожает. Давайте вместе искать внутренние ресурсы».
Глава города поручил просчитать тариф. При этом дал понять: о повышении до 28 руб. не может идти и речи - это больно ударит по карману казанцев. Если уровень инфляции составлял порядка 13%, предположим, что тариф вырастет в пределах 2-3 руб., что сопоставимо с другими городами-миллионниками.