Загруженность работников образования бумажной работой – большая проблема, решить которую взялся учитель географии из Набережных Челнов Наиль Шарафиев.
С ноября 2019 года группа разработчиков под его руководством отлаживает работу системы «Куратор ПЛЮС» в лицее-интернате № 84 имени Гали Акыша.
Благодаря внедрению программы удастся снизить временные затраты на оформление регулярных отчетов на 50 %, уверяет Наиль. Если бумажную волокиту возьмёт на себя компьютер, учителя смогут больше энергии отдавать своим подопечным. Внедрение системы позволит стандартизировать многие процессы и унифицировать документацию: сейчас единого стандарта документов нет, каждая школа оформляет их по-своему. О новой системе – в материале «АиФ-Казань».
Тонны бумаги, метры переписки
Наталья Стерледева, АиФ-Казань: – Наиль, вы ведь не учились на программиста. Как вам, в то время учителю технологии и географии, пришла в голову идея создания подобной системы?
Наиль Шарафиев: – Профильное образование я получаю сейчас: учусь программной инженерии в магистратуре Казанского федерального университета, а тогда был учителем школы № 8 в Набережных Челнах.
На третий год работы понял, что бумажная рутина – это зло. Стал искать выходы, изучать информацию в интернете, провёл исследование. В течение двух лет записывал данные обо всех документах, которые приходится заполнять, ещё какое то время потратил на сравнение и анализ данных.
Бумажная рутина – это зло. В среднем школьный учитель тратит на создание бумажных документов порядка 18 часов в месяц, составляет в среднем 48 отчётов в год, при этом две трети информации в них дублируется. Я стал искать выходы.
Оказалось, в среднем школьный учитель тратит на создание бумажных документов порядка 18 часов в месяц, составляет в среднем 48 отчётов в год – при этом две трети информации в них дублируется.
Зачастую учителя уже хранят данные на флешках, они практически готовы к использованию, но эта информация работает в «мёртвом» режиме, поскольку её нельзя анализировать в системе и применять для заполнения необходимых форм отчётности.
– Многие педагоги признают, что при ведении тех же электронных дневников их временные затраты сократились примерно на 40 %. Однако стажистам трудно даются нововведения, для них, напротив, трудностей больше. Как быть с этим?

– Как это происходит на деле?
– Давайте смоделируем ситуацию: военкомат запрашивает данные детей, достигших 14 лет. Педагоги должны предоставить списки детей, которые входят в эту категорию.
– Он затратит меньше времени на подготовку документа?
– Он вообще не затратит времени. К нему даже не будут обращаться, поскольку данные уже есть в системе.
– Военкомат будет иметь к ней доступ?
– Нет, он получит данные, отправив запрос в управление образования. Данные по этой школе, а также вся аналогичная информация по разным школам автоматически будет анализироваться системой, эти данные будут моментально доступны отделу образования. В ином случае данные пришлось бы запрашивать в каждой школе, с каждым изменением открывать новую переписку, а это означало бы бесконечную череду посланий. Суть такова: учитель вбивает данные один раз, а отчёты формируются автоматически.
– Работа с детьми предполагает массу тонких нюансов. Например, в школе, как правило, работает психолог. Будет ли он заводить в картотеку данные детей?
– Психолог – это отдельная тема, тут есть и морально-этический и юридический аспекты. Далеко не все данные необходимо заводить в систему. Эту тему мы глубоко не изучали, но думаю, что есть информация, которая в эту систему не попадёт никогда.
Денежный эквивалент
– Есть ли экономическая выгода от этого нововведения? Её можно подсчитать?
– Пока подсчитанная нами в ходе тестирования выгода – экономия учителем 9-ти часов в месяц из 18-ти часов, которые он ранее тратил на бумажную работу. То есть временные затраты сократились в два раза. Как можно это подсчитать в деньгах? Если перевести на стоимость репетиторства (к примеру, 400 руб. за час), это составит 3600 руб. в месяц.
Для школы, завуча, директора, учеников выгода будет заключаться в том, что освободившееся время учитель потратит на подготовку учеников к ЕГЭ, ОГЭ, займётся повышением показателей отстающих учеников. Система автоматически подготовит сводные данные в конце четверти, проведёт анализ этих данных, автоматически сформирует отчёты: таким образом упрощается цепочка принятия решений для учителя, директора школы, чиновников.
– Каковы были финансовые затраты на создание программы?
– Полное финансирование мы не озвучиваем. Это и государственная поддержка, и мои собственные средства. К счастью, государство помогает. В 2016 году, будучи резидентом в бизнес-инкубаторе IT-park в Набережных Челнах, мы получили 50 тыс. руб., выиграв в конкурсе «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан». В 2017 году получили грант в 1 млн руб. от Инвестиционно-венчурного фонда РТ, участвуя в конкурсе «Идея-1000» в номинации «Старт-1». В 2019 году получили финансирование Фонда содействия инновациям (фонд Бортника) – ещё 2 млн руб. Сейчас идёт третий этап «Старта-1», готовимся к участию в «Старте-2». Конечно, мы хотели бы получать поддержку благотворителей, инвесторов. На самом деле сейчас главное, чтобы власти Татарстана оказали административную поддержку и дали деньги на дальнейшее развитие этой темы. От поддержки наших властей на уровне республики многое зависит.
– Возможно ли использование системы в медицине?
– У медиков ситуация похожая, они также завалены документацией. Но функционал у них несколько иной. Однако 15-20 % переделок внутри системы позволят пользоваться ею и медикам. Было бы здорово избавить от бумажной работы и работников здравоохранения, конечно же мы об этом думали. А также система позволить анализировать большие данные по различным параметрам в сфере здравоохранения.
Вкалывают роботы
– Сейчас вы тестируете систему и понятно, что это небыстрый процесс. Сколько же времени понадобится конкретной школе чтобы внедрить уже готовую программу?
– 30-40 минут. Внедрения как такового нет. Мы просто раздадим пароли учителям, и они сразу смогут работать.
– Не секрет, что к вам уже поступали заявки из Нижнего Новгорода и других городов с просьбой предоставить систему. Когда вы готовы будете тиражировать её?
– Не скоро. Когда пройдём все уровни тестирования, ориентировочно с 2021 года.
– В какой стадии сейчас работы?
– С ноября «Куратор ПЛЮС» работает в тестовом режиме в лицее-интернате № 84 имени Гали Акыша. Было создано две группы учителей – одна применяет нашу систему, другая работает как раньше. Сначала наполняли базу данных системы, в декабре начали создавать шаблоны документов, в том числе по подготовке четвертной отчётности. Что-то мы делаем непосредственно в лицее, что-то в университете, где я прохожу обучение.
С конца декабря команда работала в школе ежедневно – настраивали и вносили поправки в программу. На конец декабря было зарегистрировано уже 436 пользователей системы – это учителя, директор, заместители директора и ученики. До недавнего времени в нашей команде было пять человек, сейчас их семь. Двое будут заниматься внедрением в программу искусственного интеллекта, который возьмёт на себя часть функций педагога. Аналог такого помощника разрабатывают в Японии, в России его пока нет. Пока учитель работает с одними учениками, искусственный интеллект даёт задания другим – как полноценный помощник учителя.
– Но как это возможно технически?
– Разумеется, это предполагает, что у каждого ученика будет планшет. И это вполне реально. Думаю, через 5-7 лет так и будет – подобные разработки уже ведутся госкорпорациями. И это экономически оправданно. Сравните стоимость одного планшета с загруженными в него учебниками со стоимостью покупки всей этой кипы книг, которую ученик использует за время обучения в школе. Планшет дешевле и долговечнее. Уверен, эти нововведения – вопрос ближайших пяти лет.
– Значит, ученик будущего – ребёнок с планшетом, через который ему помогает обучаться искусственный интеллект. Какой же будет роль учителя будущего?
– Авторитет, который направляет ребёнка в образовательной деятельности, даёт рекомендации.
– В таком случае постепенно отпадает необходимость посещения школы?
– Нет, социализацию никто не отменял. Школа даёт не только знания, но и навыки общения. Конечно, это значительно упростит положение заболевших учеников или тех, кто по причинам проблем со здоровьем, особенностям психического развития, не может постоянно находиться в школе.
– Любые новинки цивилизации имеют обратную сторону. Появление роботов влечёт за собой сокращение рабочих мест. Не грозит ли учителям подобная «оптимизация» с приходом искусственного интеллекта?
– Нет, учителя в классе не заменишь. Как вы, например, представите класс с детьми пубертатного периода, с разными характерами, в котором отсутствует учитель? Простой воспитатель, не знающий предмет, тоже не выход. Ведь учить, доносить информацию до детей – это призвание. Ещё очень долгое время эту профессию ничем заменить не получится.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть