Загруженность работников образования бумажной работой – большая проблема, решить которую взялся учитель географии из Набережных Челнов Наиль Шарафиев.
С ноября 2019 года группа разработчиков под его руководством отлаживает работу системы «Куратор ПЛЮС» в лицее-интернате № 84 имени Гали Акыша.
Благодаря внедрению программы удастся снизить временные затраты на оформление регулярных отчетов на 50 %, уверяет Наиль. Если бумажную волокиту возьмёт на себя компьютер, учителя смогут больше энергии отдавать своим подопечным. Внедрение системы позволит стандартизировать многие процессы и унифицировать документацию: сейчас единого стандарта документов нет, каждая школа оформляет их по-своему. О новой системе – в материале «АиФ-Казань».
Тонны бумаги, метры переписки
Наталья Стерледева, АиФ-Казань: – Наиль, вы ведь не учились на программиста. Как вам, в то время учителю технологии и географии, пришла в голову идея создания подобной системы?
Наиль Шарафиев: – Профильное образование я получаю сейчас: учусь программной инженерии в магистратуре Казанского федерального университета, а тогда был учителем школы № 8 в Набережных Челнах.
На третий год работы понял, что бумажная рутина – это зло. Стал искать выходы, изучать информацию в интернете, провёл исследование. В течение двух лет записывал данные обо всех документах, которые приходится заполнять, ещё какое то время потратил на сравнение и анализ данных.
Бумажная рутина – это зло. В среднем школьный учитель тратит на создание бумажных документов порядка 18 часов в месяц, составляет в среднем 48 отчётов в год, при этом две трети информации в них дублируется. Я стал искать выходы.
Оказалось, в среднем школьный учитель тратит на создание бумажных документов порядка 18 часов в месяц, составляет в среднем 48 отчётов в год – при этом две трети информации в них дублируется.
Зачастую учителя уже хранят данные на флешках, они практически готовы к использованию, но эта информация работает в «мёртвом» режиме, поскольку её нельзя анализировать в системе и применять для заполнения необходимых форм отчётности.
– Многие педагоги признают, что при ведении тех же электронных дневников их временные затраты сократились примерно на 40 %. Однако стажистам трудно даются нововведения, для них, напротив, трудностей больше. Как быть с этим?
– Как это происходит на деле?
– Давайте смоделируем ситуацию: военкомат запрашивает данные детей, достигших 14 лет. Педагоги должны предоставить списки детей, которые входят в эту категорию.
– Он затратит меньше времени на подготовку документа?
– Он вообще не затратит времени. К нему даже не будут обращаться, поскольку данные уже есть в системе.
– Военкомат будет иметь к ней доступ?
– Нет, он получит данные, отправив запрос в управление образования. Данные по этой школе, а также вся аналогичная информация по разным школам автоматически будет анализироваться системой, эти данные будут моментально доступны отделу образования. В ином случае данные пришлось бы запрашивать в каждой школе, с каждым изменением открывать новую переписку, а это означало бы бесконечную череду посланий. Суть такова: учитель вбивает данные один раз, а отчёты формируются автоматически.
– Работа с детьми предполагает массу тонких нюансов. Например, в школе, как правило, работает психолог. Будет ли он заводить в картотеку данные детей?
– Психолог – это отдельная тема, тут есть и морально-этический и юридический аспекты. Далеко не все данные необходимо заводить в систему. Эту тему мы глубоко не изучали, но думаю, что есть информация, которая в эту систему не попадёт никогда.
Денежный эквивалент
– Есть ли экономическая выгода от этого нововведения? Её можно подсчитать?
– Пока подсчитанная нами в ходе тестирования выгода – экономия учителем 9-ти часов в месяц из 18-ти часов, которые он ранее тратил на бумажную работу. То есть временные затраты сократились в два раза. Как можно это подсчитать в деньгах? Если перевести на стоимость репетиторства (к примеру, 400 руб. за час), это составит 3600 руб. в месяц.
Для школы, завуча, директора, учеников выгода будет заключаться в том, что освободившееся время учитель потратит на подготовку учеников к ЕГЭ, ОГЭ, займётся повышением показателей отстающих учеников. Система автоматически подготовит сводные данные в конце четверти, проведёт анализ этих данных, автоматически сформирует отчёты: таким образом упрощается цепочка принятия решений для учителя, директора школы, чиновников.
– Каковы были финансовые затраты на создание программы?
– Полное финансирование мы не озвучиваем. Это и государственная поддержка, и мои собственные средства. К счастью, государство помогает. В 2016 году, будучи резидентом в бизнес-инкубаторе IT-park в Набережных Челнах, мы получили 50 тыс. руб., выиграв в конкурсе «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан». В 2017 году получили грант в 1 млн руб. от Инвестиционно-венчурного фонда РТ, участвуя в конкурсе «Идея-1000» в номинации «Старт-1». В 2019 году получили финансирование Фонда содействия инновациям (фонд Бортника) – ещё 2 млн руб. Сейчас идёт третий этап «Старта-1», готовимся к участию в «Старте-2». Конечно, мы хотели бы получать поддержку благотворителей, инвесторов. На самом деле сейчас главное, чтобы власти Татарстана оказали административную поддержку и дали деньги на дальнейшее развитие этой темы. От поддержки наших властей на уровне республики многое зависит.
– Возможно ли использование системы в медицине?
– У медиков ситуация похожая, они также завалены документацией. Но функционал у них несколько иной. Однако 15-20 % переделок внутри системы позволят пользоваться ею и медикам. Было бы здорово избавить от бумажной работы и работников здравоохранения, конечно же мы об этом думали. А также система позволить анализировать большие данные по различным параметрам в сфере здравоохранения.
Вкалывают роботы
– Сейчас вы тестируете систему и понятно, что это небыстрый процесс. Сколько же времени понадобится конкретной школе чтобы внедрить уже готовую программу?
– 30-40 минут. Внедрения как такового нет. Мы просто раздадим пароли учителям, и они сразу смогут работать.
– Не секрет, что к вам уже поступали заявки из Нижнего Новгорода и других городов с просьбой предоставить систему. Когда вы готовы будете тиражировать её?
– Не скоро. Когда пройдём все уровни тестирования, ориентировочно с 2021 года.
– В какой стадии сейчас работы?
– С ноября «Куратор ПЛЮС» работает в тестовом режиме в лицее-интернате № 84 имени Гали Акыша. Было создано две группы учителей – одна применяет нашу систему, другая работает как раньше. Сначала наполняли базу данных системы, в декабре начали создавать шаблоны документов, в том числе по подготовке четвертной отчётности. Что-то мы делаем непосредственно в лицее, что-то в университете, где я прохожу обучение.
С конца декабря команда работала в школе ежедневно – настраивали и вносили поправки в программу. На конец декабря было зарегистрировано уже 436 пользователей системы – это учителя, директор, заместители директора и ученики. До недавнего времени в нашей команде было пять человек, сейчас их семь. Двое будут заниматься внедрением в программу искусственного интеллекта, который возьмёт на себя часть функций педагога. Аналог такого помощника разрабатывают в Японии, в России его пока нет. Пока учитель работает с одними учениками, искусственный интеллект даёт задания другим – как полноценный помощник учителя.
– Но как это возможно технически?
– Разумеется, это предполагает, что у каждого ученика будет планшет. И это вполне реально. Думаю, через 5-7 лет так и будет – подобные разработки уже ведутся госкорпорациями. И это экономически оправданно. Сравните стоимость одного планшета с загруженными в него учебниками со стоимостью покупки всей этой кипы книг, которую ученик использует за время обучения в школе. Планшет дешевле и долговечнее. Уверен, эти нововведения – вопрос ближайших пяти лет.
– Значит, ученик будущего – ребёнок с планшетом, через который ему помогает обучаться искусственный интеллект. Какой же будет роль учителя будущего?
– Авторитет, который направляет ребёнка в образовательной деятельности, даёт рекомендации.
– В таком случае постепенно отпадает необходимость посещения школы?
– Нет, социализацию никто не отменял. Школа даёт не только знания, но и навыки общения. Конечно, это значительно упростит положение заболевших учеников или тех, кто по причинам проблем со здоровьем, особенностям психического развития, не может постоянно находиться в школе.
– Любые новинки цивилизации имеют обратную сторону. Появление роботов влечёт за собой сокращение рабочих мест. Не грозит ли учителям подобная «оптимизация» с приходом искусственного интеллекта?
– Нет, учителя в классе не заменишь. Как вы, например, представите класс с детьми пубертатного периода, с разными характерами, в котором отсутствует учитель? Простой воспитатель, не знающий предмет, тоже не выход. Ведь учить, доносить информацию до детей – это призвание. Ещё очень долгое время эту профессию ничем заменить не получится.