Примерное время чтения: 7 минут
1771

Вера, труд и память о тяжелом прошлом. Чем живут современные русские немцы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ-Татарстан 12/12/2018
В Казани немцы регулярно посещают лютеранскую церковь Святой Екатерины
В Казани немцы регулярно посещают лютеранскую церковь Святой Екатерины / Руслан Ишмухаметов / АиФ

В 1941 году, после выхода соответствующего указа, всех немцев депортировали из Автономной Республики немцев Поволжья и отправили в трудармии в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию, на Алтай. Что им пришлось пережить и как сегодня живет община, «АиФ-Казань» рассказали лидер немецкого национально-культурного сообщества РТ Виктор Диц и представитель его молодёжного отделения Татьяна Шель.

Вера и хозяйственность

25 декабря западный мир отметит Рождество. Это главный и любимый праздник для каждого немца. Чтобы подготовиться к Рож­деству, немцы Казани устраивают Адвентские вечера (в переводе с латинского adventus - «пришествие»). 

С предрождественским временем связано много красивых обрядов. Они проходят в Немецком доме Казани, в лютеранской церкви Святой Екатерины. На Рождество накрывают самый богатый в году стол. Для него заранее пекут рождественские кексы - штоллены. В этом году немцы Казани устроили штоллен-флешмоб. Разместили в соцсетях фото и видео по приготовлению рождест­венской выпечки.

Адвентские вечера немыслимы без хорового пения в лютеранской церкви Святой Екатерины.

«По четвергам мы устраиваем «Библьштунде», - рассказывает Виктор Диц. - Так называются занятия, на которых мы изучаем Писание. А затем один из членов общины выбирает религиозное песнопение, которое мы исполняем все вместе».

Отмечают казанские немцы и праздник успешного окончания сбора урожая, он проходит в октябре. На установленном в кирхе большом столе прихожане раскладывают выращенные ими овощи и фрукты. Под звуки органа все вместе поют молитвы. А затем пьют чай с пирогами.

Праздник урожая. Фото: Из личного архива

Но в календаре татарстанских немцев есть не только праздничные даты. Они бережно хранят память о трагических судьбах соотечественников, оказавшихся в трудармии и ГУЛАГе. Среди 2200 немцев, живущих сейчас в Татарстане, есть и потомки семей, депортированных из образованной в 1918 году Автономной Рес­публики немцев Поволжья. После выхода указа 28 августа 1941 года немцам дали на сборы сутки, разрешив взять с собой самое необходимое, и отправили в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию, на Алтай. Начиная с 1989 года в этот день служат молебен на немецком кладбище Арского некрополя.

Причиной издания указа от 28 августа 1941 года стало обвинение советских немцев в недонесении на «тысячи и десятки тысяч германских диверсантов и шпионов».

«Как считают историки, на самом деле никакого вражеского десанта не существовало, - говорит Виктор Диц. - Это был лишь официальный предлог для принятия упреждающих мер против возможной вербовки фашистами российских немцев в свои ряды. Высылка немцев, отправка всего мужского населения от 15 до 60 лет в трудармию - фактически ГУЛАГ, закончились огромной трагедией. От четверти до трети всех депортированных погибли от голода и холода».

Трудармия действовала и в Татарии - советские немцы строили Волжскую рокаду (Ульяновск - Сызрань - Саратов - Волгоград). Возвели её в рекордно короткие сроки - 1000 км всего за три месяца. Во многом благодаря оружию и живой силе, отправленным по этой железной дороге, была выиграна Сталинградская битва.

Татьяна Шель родилась в Прокопьевске. В этот город в Кемеровской области были сосланы в 1941 году её бабушка Роза Иоганнесовна Миллер и дед Лео Францевич Шель.

«В Прокопьевске их специально познакомили для создания семьи, - говорит Татьяна. - Родных, целые семьи при высылке разлучали. Оказавшиеся в сложной ситуации люди старались найти опору - человека, с которым можно вместе преодолеть трудности. Бабушка и дед жили в любви и уважении. Брак по знакомству оказался очень удачным».

Они выжили благодаря потрясающей работоспособ­ности - знаменитому немецкому усердию и трудолюбию. В обуви, которую сшил Лео Шель, ходили все его соседи. В ссылке семья сумела сохранить родной язык. Отец Татьяны Адам Шель до трех лет говорил только на немецком.

«У бабушки было огромное хозяйство: огород, куры, свиньи, - вспоминает Татьяна. - Она постоянно была занята какими-то заготовками. И в будни, и в праздники на столе  была домашняя колбаса».

Дети превыше всего

Сын Розы и Лео Адам с детства был очень хозяйственным. Создав семью, помогал жене во всех домашних делах. «Хотя у немцев не принято, чтобы мужчина занимался рутинными хозяйственными делами, - говорит Татьяна. -  Он должен быть добытчиком, зарабатывать, контролировать воспитание детей, жизнь семьи в целом. Ежедневные хозяйственные дела, как правило, удел женщин». 

Роза и Лео Шель с детьми - слева в первом ряду.
Роза и Лео Шель с детьми - слева в первом ряду. Фото: Из личного архива/ Татьяна Шель

Вся жизнь немецкой семьи строилась по чёткому распорядку, который никому нельзя было нарушать. У детей с раннего возраста были свои обязанности, задания. В то же время к ребёнку было принято относиться с особым вниманием. Если он попросил какое-то блюдо, его обязательно готовили. В трудные времена взрослые не отмечали свои дни рождения, жертвовали личными праздниками, чтобы устроить торжество для детей. Многие семьи брали к себе сирот. Воспитывать шесть, даже 11 детей считалось нормальным.

Преодолевать трудности помогала и помогает вера. «Религиозные ценности - главное для немцев, - говорит Татьяна Шель. - Я часто хожу на мессы в католический костёл в Казани. Пойду в храм и на Рождество. Во время службы святой отец обращается к нам, чтобы мы приветствовали тех, кто стоит рядом. И тогда абсолютно незнакомые люди начинают обниматься, пожимать друг другу руки - искренне, с уважением и любовью. Меня это трогает до слёз».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах