В 1941 году, после выхода соответствующего указа, всех немцев депортировали из Автономной Республики немцев Поволжья и отправили в трудармии в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию, на Алтай. Что им пришлось пережить и как сегодня живет община, «АиФ-Казань» рассказали лидер немецкого национально-культурного сообщества РТ Виктор Диц и представитель его молодёжного отделения Татьяна Шель.
Вера и хозяйственность
25 декабря западный мир отметит Рождество. Это главный и любимый праздник для каждого немца. Чтобы подготовиться к Рождеству, немцы Казани устраивают Адвентские вечера (в переводе с латинского adventus - «пришествие»).
С предрождественским временем связано много красивых обрядов. Они проходят в Немецком доме Казани, в лютеранской церкви Святой Екатерины. На Рождество накрывают самый богатый в году стол. Для него заранее пекут рождественские кексы - штоллены. В этом году немцы Казани устроили штоллен-флешмоб. Разместили в соцсетях фото и видео по приготовлению рождественской выпечки.
Адвентские вечера немыслимы без хорового пения в лютеранской церкви Святой Екатерины.
«По четвергам мы устраиваем «Библьштунде», - рассказывает Виктор Диц. - Так называются занятия, на которых мы изучаем Писание. А затем один из членов общины выбирает религиозное песнопение, которое мы исполняем все вместе».
Отмечают казанские немцы и праздник успешного окончания сбора урожая, он проходит в октябре. На установленном в кирхе большом столе прихожане раскладывают выращенные ими овощи и фрукты. Под звуки органа все вместе поют молитвы. А затем пьют чай с пирогами.
Но в календаре татарстанских немцев есть не только праздничные даты. Они бережно хранят память о трагических судьбах соотечественников, оказавшихся в трудармии и ГУЛАГе. Среди 2200 немцев, живущих сейчас в Татарстане, есть и потомки семей, депортированных из образованной в 1918 году Автономной Республики немцев Поволжья. После выхода указа 28 августа 1941 года немцам дали на сборы сутки, разрешив взять с собой самое необходимое, и отправили в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию, на Алтай. Начиная с 1989 года в этот день служат молебен на немецком кладбище Арского некрополя.
Причиной издания указа от 28 августа 1941 года стало обвинение советских немцев в недонесении на «тысячи и десятки тысяч германских диверсантов и шпионов».
«Как считают историки, на самом деле никакого вражеского десанта не существовало, - говорит Виктор Диц. - Это был лишь официальный предлог для принятия упреждающих мер против возможной вербовки фашистами российских немцев в свои ряды. Высылка немцев, отправка всего мужского населения от 15 до 60 лет в трудармию - фактически ГУЛАГ, закончились огромной трагедией. От четверти до трети всех депортированных погибли от голода и холода».
Трудармия действовала и в Татарии - советские немцы строили Волжскую рокаду (Ульяновск - Сызрань - Саратов - Волгоград). Возвели её в рекордно короткие сроки - 1000 км всего за три месяца. Во многом благодаря оружию и живой силе, отправленным по этой железной дороге, была выиграна Сталинградская битва.
Татьяна Шель родилась в Прокопьевске. В этот город в Кемеровской области были сосланы в 1941 году её бабушка Роза Иоганнесовна Миллер и дед Лео Францевич Шель.
Они выжили благодаря потрясающей работоспособности - знаменитому немецкому усердию и трудолюбию. В обуви, которую сшил Лео Шель, ходили все его соседи. В ссылке семья сумела сохранить родной язык. Отец Татьяны Адам Шель до трех лет говорил только на немецком.
«У бабушки было огромное хозяйство: огород, куры, свиньи, - вспоминает Татьяна. - Она постоянно была занята какими-то заготовками. И в будни, и в праздники на столе была домашняя колбаса».
Дети превыше всего
Сын Розы и Лео Адам с детства был очень хозяйственным. Создав семью, помогал жене во всех домашних делах. «Хотя у немцев не принято, чтобы мужчина занимался рутинными хозяйственными делами, - говорит Татьяна. - Он должен быть добытчиком, зарабатывать, контролировать воспитание детей, жизнь семьи в целом. Ежедневные хозяйственные дела, как правило, удел женщин».
Вся жизнь немецкой семьи строилась по чёткому распорядку, который никому нельзя было нарушать. У детей с раннего возраста были свои обязанности, задания. В то же время к ребёнку было принято относиться с особым вниманием. Если он попросил какое-то блюдо, его обязательно готовили. В трудные времена взрослые не отмечали свои дни рождения, жертвовали личными праздниками, чтобы устроить торжество для детей. Многие семьи брали к себе сирот. Воспитывать шесть, даже 11 детей считалось нормальным.
Преодолевать трудности помогала и помогает вера. «Религиозные ценности - главное для немцев, - говорит Татьяна Шель. - Я часто хожу на мессы в католический костёл в Казани. Пойду в храм и на Рождество. Во время службы святой отец обращается к нам, чтобы мы приветствовали тех, кто стоит рядом. И тогда абсолютно незнакомые люди начинают обниматься, пожимать друг другу руки - искренне, с уважением и любовью. Меня это трогает до слёз».