День машиностроителя - профессиональный праздник работников КМПО. Основной продукцией объединения служат надежные газотурбинные двигатели, а также современные газоперекачивающие агрегаты на их основе, которые необходимы для транспортировки на большие расстояния по магистралям природного газа.
Кадры – основной капитал
В следующем году завод отметит свой 85-летний юбилей. За годы истории на предприятии накоплен богатый производственный опыт, отработаны технологии, налажены связи с партнерами и заказчиками, создана обучающая база. Однако основной капитал КМПО – это кадры, уверен генеральный директор объединения Заслуженный машиностроитель РФ Дамир Каримуллин.
Казанское моторостроительное производственное объединение – это настоящая кузница кадров. Здесь трудились такие выдающиеся руководители, специалисты, как Герой Социалистического Труда Макар Лукин, основоположник практической космонавтики академик Сергей Королев и еще один пионер ракетно-космической техники Валентин Глушко. Их имена увековечены в названиях казанских улиц.
Работа для настоящих мужчин… и женщин
Заслуги современных работников КМПО признаны не только на республиканском, но и на российском уровне. На сегодняшний день 6 сотрудников предприятия имеют звания «Заслуженный машиностроитель РФ», 22 удостоены звания «Заслуженный машиностроитель РТ».
- Пришел на КМПО вслед за своим родным братом Фаргатом, - вспоминает награжденный. – Да и зять Ахтям, уговаривал пойти на завод. Так, по сей день вместе и работаем. И коллектив хороший, и работа для настоящих мужчин. Конечно, горд, что мой труд не остался без внимания. Хочется работать еще лучше, чтобы доказать, что звание получил не зря.
В этом году государственную награду из рук главы республики также получила слесарь механосборочных работ 2 цеха Альфия Гараева. Она стала второй женщиной на КМПО, имеющей звание «Заслуженный машиностроитель РТ».
- Вручение награды стало настоящим сюрпризом для меня. Вдвойне приятно получить это звание в том же году, когда было принято решение включить меня в «Золотой фонд» предприятия, - признается ветеран. – На завод я пришла 34 года тому назад с подругой, такой же деревенской девчонкой, как я. Работала в разных цехах, но свое призвание нашла в слесарном ремесле. Это на первый взгляд моя работа кажется грубой, мужской. А на самом деле, ее можно назвать ювелирной, ведь приходится работать с мелкими элементами, аккуратно справляться с заусенцами и неровностями на поверхностях деталей.
Поздравляя представителей отрасли с профессиональным праздником, Рустам Минниханов подчеркнул, что республика гордится своим мощным машиностроительным потенциалом. А также добавил, что в Стратегии социально-экономического развития Татарстана до 2030 года данному комплексу определена огромная роль.
- Конечно же, машиностроительный комплекс – это не только машины, узлы и агрегаты. Это, прежде всего, люди. Сегодня в рамках импортозамещения наши предприятия изыскивают, разрабатывают новые подходы и новые решения. Это правильное направление, и мы будем это поддерживать!
Вошли в историю
- Машиностроение - одна из важнейших промышленных отраслей для обеспечения экономического развития и национальной безопасности страны. Это особо хочется подчеркнуть в год 70-летия Великой Победы, - отметил Дамир Каримуллин, поздравляя коллег с профессиональным праздником. - Без трудовых подвигов машиностроителей, которые в военные годы работали над производством боевой техники, была бы невозможна победа над захватчиками.
С 1941 по 1945 год работники 16-го завода (как тогда называлось предприятие) изготовили 18000 самолетных двигателей, то есть почти половину всех авиамоторов ВК-105, поставленных фронту для истребителей Яковлева и пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Именно эти самолеты составляли основную воздушную силу советской армии.
А с 1980-х годов для казанских машиностроителей началась новая эра – освоение производства оборудования для нефтегазовой отрасли. Следуя тенденциям рынка, на КМПО наладили выпуск газотурбинных двигателей НК-16СТ и НК-38СТ для строящихся по стране магистральных газопроводов.
За последние 30 лет для газотранспортной системы России и Ближнего Зарубежья было поставлено более 1500 двигателей производства КМПО. Таким образом, в том, что в дома россиян бесперебойно поступает природный газ, благодаря которому готовят пищу и обогревают жилье – немалая заслуга работников КМПО!
Всегда актуальны для рынка
Начиная с 2005 года, на предприятии налажено серийное производство высокоэффективного газоперекачивающего агрегата ГПА-16 «Волга». В настоящее время КМПО осуществляет полный комплекс инжиниринговых услуг по оборудованию компрессорных станций «под ключ».
Еще одно перспективное направление объединения - разработка и освоение энергоустановок малой мощности на базе газовых турбин или газопоршневых двигателей широкого диапазона мощностей. На сегодняшний день в линейке предприятия - газопоршневые энергоустановки мощностью 0,5-2 МВт, и газотурбинные энергетические установки мощностью 2-5, 8-13 и 16-25 МВт.
Кроме того, КМПО продолжает выпускать продукцию для авиации. Так, в рамках программы импортозамещения предприятие в кооперации с петербургским ОАО «Климов» изготавливает узлы вертолетного двигателя ВК-2500, который по топливной экономичности и весовым характеристикам стоит в ряду лучших мировых образцов. В ближайшей перспективе моторы ВК-2500 будут устанавливать на большую часть российских вертолетов. Казанский завод изготавливает воздушный стартер, силовую турбину и сопловой аппарат двигателя. Это доказывает, что предприятию удалось сохранить производственный и научный потенциал для выпуска авиапродукции. Еще одно направление предприятия по импотртозамещению - создание одновальной газовой турбины индустриального типа И-41 мощностью 25 и 35 МВт. Предусматривается возможность его применения не только для нефтегазовой промышленности, но и в энергетических установках.
- Машиностроительный комплекс Татарстана всегда должен быть на самых передовых позициях, - подчеркнул в своей праздничной речи Президент РТ. - Руководство республики всегда и во всем будет вас поддерживать!