Прошло уже 10 дней со дня авиакрушения в казанском аэропорту, которое забрало жизни 50 людей. Однако специалисты МАК пока не дали окончательный вердикт по этому делу. По предварительной версии к крушению самолета привели действия экипажа. Эта версия становится более убедительной, если учесть, что оба пилота имеют относительно небольшой опыт работы в качестве летчиков. Так, командир экипажа Рустем Салихов налетал порядка 2,5 тыс. часов, в том числе – 1 тыс. часов в ночное время и 500 часов в качестве командира. В то же время следует учесть и то, что пилоты разбившегося «Боинга-737» имели солидный опыт в качестве штурмана и бортмеханика. «АиФ-Казань» попытался разобраться, является ли это недостатком или преимуществом для пилотов.
Бывший бортмеханик: не может штурман за три года стать опытным пилотом
Один из наших читателей, бывший бортмеханик, анонимно оставил следующий комментарий по этому вопросу:
«Нельзя в авиации переучивать на пилотов ни штурманов, ни бортинженеров. Как говорят, кто на, что учился. Не может чистый штурман стать после переучивания за три года опытным пилотом, не может он иметь опыт пилота, летая штурманом. Виноваты те, кто сэкономил средства, переучивая членов экипажа. Поверьте, у меня налет в качестве бортинженера солидный. Пусть земля будет пухом.... Бывший бортинженер»
Пилот, переучившийся из штурмана: разницы между специальностями нет
«АиФ-Казань» обратился к «перевертышу» - пилоту, который сначала учился на штурмана, но потом поменял специальность. По его словам, он летал как на легкомоторных моделях самолета «Як», так и на пассажирском авиалайнере «Airbus А320». Сейчас он работает пилотом в одной из московских авиакомпаний, поэтому попросил не называть имени. По его мнению, принципиально специальности пилота и штурмана не отличаются:
«Мое мнение состоит в том, что навыки управления современным самолетом рассчитаны на среднего пилота, никаких выдающихся качеств для управления не требуется. Вся сложность заключается в правильности принятия грамотного решения, то есть решение на начало полета, на посадку, уход на второй круг и так далее. То есть тягать рычаги управления можно и тракториста обучить, а вот грамотно принимать решения - задача для летчика. Потому чем больше опыта, знаний, тем грамотнее быстрее и правильнее будет принято решение».
Он также отметил, что бывшие штурманы, в большинстве своем вполне грамотные специалисты. Но от ошибок не застрахован никто, поэтому пилотов в кабине двое.
Рафаил Аптуков президент НП «Безопасность полетов» считает, что экипаж не виноват
«АиФ-Казань» обратился за комментарием к признанному эксперту в области авиации Рафаилу Аптукову. Он президент некоммерческого партнерства «Безопасность полетов». Вот что Рафаил Аптуков сказал по поводу казанского авиакрушения и роли пилотов в нем:
«О причинах авиакрушения «Боинга-737» могут сказать только специалисты Межгосударственного авиационного комитета. Однако, на мой взгляд, пока ясно одно: виновен не экипаж, а руководство авиакомпании «Татарстан», посадившее в кабину не полностью подготовленных пилотов. Кроме того, не последнюю роль сыграла пассивность государства перед проблемами гражданской авиации в России, в частности нехваткой квалифицированных пилотов»
Рафаил Аптуков, отметил, что в СССР практика переучивать штурманов или бортмехаников на пилотов практически не применялась.
«В советские времена это было немыслимо. Если все же штурман, к примеру, желал переучиться на пилота, ему необходимо было пройти полную программу летной подготовки», - отметил президент некоммерческого партнерства «Безопасность полетов».
Бывший коллега погибшего пилота : «Рустем Салихов был специалистом своего дела»
Марк Годына лично знал командира разбившегося самолета Рустема Салихов. Он сообщил корреспонденту «АиФ-Казань», что познакомился с ним год назад, когда работал в качестве стажера в авиакомпании «Татарстан». Марк Годына занимал пост секретаря в летной эскадрильи «Боинг». По его мнению, Рустем Салихов был специалистом своего дела, он «любил жить и любил жизнь»:
«Я знал и общался с пилотами, в том числе с погибшим Рустемом Салиховым. Опытный и знающий свое дело специалист. Человек, который не мог допустить крушение»
Он также отметил, что и другие сотрудники авиакомпании «Татарстан» являлись специалистами с большой буквы :
«Глава летной эскадрильи и мой начальник: заслуженный пилот России. Он приходил на работу раньше всех и уходил позже всех, все внимательно проверял. Причем не только свою работу, но и работу других сотрудников. Никто халатно к работе не относился - и это важно на сегодняшний день»
По мнению собеседника «АиФ-Казань», причиной авиакрушения вероятней всего стала техническая неисправность.
«Когда заявили, что причина - человеческий фактор, я согласился. Думаю, вы понимаете, что под человеческим фактором я подразумеваю менеджеров по покупке и сотрудников авиационной инспекции. Самолет отлетал в разных континентах земли, разные климатические условия дали о себе знать», - сказал Марк Годына.
Пока нет никаких поводов считать, что именно технические неисправности стали причиной казанской трагедии. Однако в течение недели после авиакатастрофы сразу два «Боинга» той же модели, что и самолет, разбившийся в Казани, произвели внеплановые посадки. В обоих случаях причиной стали технические неисправности самолетов.