На почве ДТП
10 октября рыбак Сергей Елесин ехал домой, в Казань. На часах было примерно 17.15, когда при повороте в сторону с. Песчаные Ковали его подрезала «Лада» 15-й модели. За рулём легковушки сидел 22-летний Фанис Ситдиков, на пассажирском месте - его брат 27-летний Рамис.
По данным следствия, оба были пьяны. Между водителями возник конфликт. Братья стали преследовать Елесина и в какой-то момент на скорости въехали в его машину, от чего та опрокинулась. Затем выбили стекло автомобиля, вытащили водителя. Хулиганы вдвоём били Елесина руками и лопатой. Увидев, что рыбак мёртв, Ситдиковы положили его в машину и уехали. Однако потом Фанис вернулся с канистрой бензина и поджёг авто погибшего.
Подозреваемых задержали после обращения в полицию брата Елесина. Они частично признали вину, в отношении них возбуждено уголовное дело по статьям «Убийство» и «Умышленное уничтожение чужого имущества». Они взяты под стражу.
Успел дозвониться
Пытаясь «оторваться» от пьяных братьев, Елесин позвонил в единую службу спасения «112». Он объяснил диспетчеру, где находится, как его зовут, кто за ним гонится. Оператор сообщила, что его карточку направили в нужные службы, а затем предложила ему позвонить по номеру 102, чтобы согласовать с полицейскими место встречи. Но полицейские на звонок не ответили. Елесин снова позвонил в «112», однако там уже не взяли трубку.
По сути, оператор получила исчерпывающую информацию о местонахождении Сергея. Однако, судя по аудиозаписи, у диспетчера вызвал затруднение факт, что мужчина не стоял на месте, а выехал в поле.
По словам Олега Степущенко, замминистра по делам гражданской обороны и ЧС РТ, оператор, принявшая заявку от Елесина, свою задачу выполнила. В МЧС РТ говорят, что гибель Сергея Елесина - единственный случай за два года, когда по какой-либо причине спасатели не смогли оказать помощь человеку.
«Задача сотрудников службы - приняв вызов, передать информацию по 01,02, 03, 04, проконтролировать, чтобы это сообщение было принято, - говорит О. Степущенко. - Наша сотрудница приняла вызов, я считаю, правильно, сработала чётко, передала сообщение в полицию, в единую дежурно-диспетчерскую службу и ГИБДД», - заявил Степущенко.
По поводу информации о том, что Елесин звонил по номеру 112 дважды, но во второй раз в службе не взяли трубку, в МЧС РТ говорят, что такого звонка не поступало.
Систему «112» называли самой эффективной, но трагедия показала, что она не идеальна. Так, О. Степущенко признался, что, если человек находится в открытой местности - в поле, в лесу, на реке в лодке, определить его местоположение сложно.
Проблемы координации
«ГЛОНАСС позволяет вычислить местоположение человека, но не принято постановление правительства РФ, разрешающее «видеть» координаты, широту и долготу, - объясняет О. Степущенко. - Федеральный закон есть, постановления правительства нет. И возникает проблема: когда человек находится на открытой местности, сложно определить, где он. Хотя у всех сотовых операторов эта функция отработана, они не могут дать нам эту информацию. Это будет нарушением закона о защите персональных данных».
В МВД по РТ сообщили, что после поступления вызова от Елесина полицейские выехали на место происшествия и не прекращали работу всю ночь. Однако следов преступления они не нашли. Не заметили и дыма от горящей машины. Полицейские, как и сотрудники МЧС, оправдываются тем, что всё происходило на открытой местности. Мол, там найти следы было куда труднее.
Действия ОМВД РФ по Лаишевскому району, куда было передано сообщение службы «112», проверит Следственный комитет.
Напомним, в РТ«112» начали использовать в 2008 году, в 2013-м прошли госиспытания. Главная особенность «112» в том, что, набрав всего один номер, можно вызвать все службы, необходимые для ликвидации чрезвычайной ситуации.
Техническая пересылка сообщений идёт доли секунды. Но быстро дозвониться по 112 удаётся не всегда. В смену выходят работать 14 - 18 диспетчеров, за сутки они принимают до 6 тыс. вызовов. В часы пик (с 17.00 до 21.00) образуется очередь. По словам Ольги Лозовой, директора службы «112» в РТ, иногда абоненты ждут ответа примерно 40 секунд.
«Люди начинают паниковать и кладут трубку, затем снова начинают звонить, - делится наблюдениями О. Лозовая. - Это неправильно. Если оператор не отвечает, дождитесь ответа, иначе снова окажетесь в конце очереди». По её словам, острой нехватки диспетчеров служба не ощущает.
Однако Счётная палата РФ после проверки МЧС РФ в части «112» выявила целый ряд недостатков. На сегодня система создана и действует полностью только в Татарстане и Курской области. Не разработаны нормативы, сколько времени должно пройти с момента поступления вызова до прибытия специалистов к месту происшествия. К тому же МЧС РФ слабо контролирует то, как используются субсидии, выделенные из бюджета РФ регионам на создание «112».
Как вызвать экстренные службы с мобильного?
101 - вызов пожарной охраны
102 - вызов полиции
103 - вызов скорой помощи
104 - вызов газовой службы
Инструкции устарели
Ильдус Янышев, председатель наблюдательного совета группы предприятий безопасности «КОНТР»:
- Я знаю о фактах, когда в экстренных службах 02, 01 по 1-2 минуты не поднимали трубку. Или начинали запрашивать у заявителя множество анкетных данных, в то время как счёт шёл на минуты. Регламент работы экстренных служб слишком забюрократизирован. Инструкции пора пересмотреть, чтобы оператор мог принимать решение в зависимости от обстоятельств.
Необходимо провести мониторинг, насколько удобно обращаться в «112», насколько быстро реагируют подразделения, в которые передаётся информация. Следствие вправе проверить и то, действительно ли сотрудники ГИБДД объезжали территорию в поисках Елесина.
Проблемы с реагированием есть ещё потому, что по сравнению с 90-ми годами число патрульных машин сократилось в разы. Почему подозреваемые в убийстве смогли пьяными сесть за руль? Наверное, чувствовали свою безнаказанность. ГИБДД должна проводить больше проверок на дорогах.
Официально
Рафис Хабибуллин, министр по делам ГО и ЧС РТ:
- Президент РТ дал поручение проработать пути повышения эффективности «112». Не скажу, что в службе «112» всё идеально, но по этому случаю в Лаишевском районе диспетчер действовала в пределах своих полномочий. Лишних вопросов Елесину задано не было.
Все почему-то думают, что «112» - реагирующее подразделение. Но это центр обработки вызовов. Диспетчеры принимают звонок, обрабатывают и пересылают информацию в реагирующие подразделения. Она уходит уже в момент приёма звонка диспетчером. В соответствии с законодательством РФ в работе со «112» задействованы полиция, антитеррор, пожарная охрана, газовая служба, скорая помощь. В РТ в систему включены единая диспетчерская служба в муниципальных районах, ряд предприятий энергетики.
Комментарий
Айгузель Хайриева, координатор реготделения поисково-спасательного отряда «Liza Alert»:
- Оператор, пытаясь помочь Елесину, сделал всё от него зависящее. В Интернете пишут, что рыбака можно было спасти, выслать вертолёт. Но это невозможно сделать так быстро, как в кино - за три секунды. Вертолёт перед вылетом должен пройти специальную подготовку.
У спасателей нет возможности пеленговать телефон нуждающегося в срочной помощи. Это делают спецслужбы, полиция по запросу у сотового оператора через суд - на это тоже нужно время. Для органов, занимающихся спасением людей, установлено множество ограничений, законодательных актов, которые ставят их в серьёзные рамки. И очень сложный, неоднозначный вопрос, как именно надо эту систему менять, чтобы избежать вторжений в личную жизнь.