Примерное время чтения: 9 минут
17987

«Чистая еда». Чем продукция халяль отличается от обычной

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ-Татарстан №16 17/04/2019

Люди во всем мире переходят на здоровое питание. На Западе все популярнее становится понятие organic food – натуральная пища без вредных искусственных компонентов. Не менее актуально это и для России, где здоровое питание становится всё более востребованным. Всё ярче проявляется тренд товаров с обозначением «халяль», который становится всё популярнее у адептов здорового образа жизни наравне с маркировками bio или organic. Мы разбирались, почему мусульманская концепция «чистой еды» становится все популярнее  среди светской аудитории и потребителей всех конфессий.

Строже чем ГОСТ

Для мусульман термин «халяль» — это в первую очередь подтверждение строгого следования исламским традициям. Маркировка на упаковке продукта означает, что продукт не несет в себе запрещенных для мусульман компонентов.

Факт
За последние несколько лет сертификаты халяль на свои продукты получили несколько крупных брендов. Среди них, например, ФрутоНяня (специальная линейка мясного питания для детей), Мираторг, ИндиЛайт, Chupa Chups.
В потребительском плане понятие «халяль»  часто сужают до производства «чистого мяса». Для него существуют особые правила, которые касаются проверки здоровья животных, особый порядок забоя и соблюдение гигиенических норм на всех этапах производства и транспортировки продукции.

Однако с развитием пищевой и других индустрий охват халяля становится гораздо шире. Прежде всего, правила коснулись молочной продукции. Во-первых, в этих продуктах не должно быть канонически запрещенных компонентов.

Сыр и творог (кислотно-сычужный метод)  сквашиваются под действием ферментов животного происхождения – сычуга - особой части желудка новорожденного жвачного животного.  И здесь начинаются проблемы соответствия нормам, ведь сычуг может быть взят от  животного, забитого не по стандартам халяль или вообще свиного происхождения.

Чтобы исключить этот фактор риска, для производства халяльного сыра и творога используются сертифицированный халяльный сычуг или микробиологические ферменты растительного происхождения.

Во-вторых, при производстве сертифицированных халяльных молочных продуктов запрещена фальсификация и подмешивание. Конечно, это запрещено и существующими нормами ГОСТа, Техрегламента и другими документами. Но ситуация в массовой индустрии далека от идеальной, ведь и в торговых сетях, и в независимых магазинах регулярно всплывает фальсификат.

Особая проблема – наличие в молочных продуктах подмешанных животных жиров взамен молочного жира.

 Эксперты говорят, что на данный момент нет общепринятого регламентированного метода, который поможет определить наличие животного жира в молочных продуктах.

При стандартной проверке продукта в лаборатории эксперты  смогут определить только наличие растительных жиров. Найти животный жир гораздо сложнее, а если быть буквальными - то фактически не возможно. Для этого нужно знать жир какого именно животного необходимо искать эксперту в лаборатории. То есть фактически существующие надзорные органы не занимаются выявлением наличие животных жиров в молочной продукции, так как для этого «поиска» не существует стандартных норм. И этим злоупотребляют недобросовестные производители, добавляя в составы продукции животный жир, который значительно дешевле молочного.

Система сертификации халяль исключает подобные моменты, предполагая совершенно другой, повышенный уровень ответственности при производстве. Производя, например, сметану по халяльным стандартам, производитель несет  дополнительную ответственность и должен гарантировать отсутствие жиров и компонентов животного происхождения.

Третье важное правило – запрет на ГМО-компоненты, некоторые химические вкусовые добавки.  Некоторые производители исключают из халяльных продуктов не только канонически запрещенные ингредиенты, но и «спорные» добавки. Например, усилители вкуса и вредные красители.

«Халяль включает в себя не только каноническую дозволенность какого-либо продукта. Для того, чтобы продукт был действительно разрешенным для мусульманина, он не должен приносить человеку физический или умственный вред: должен быть чистым и здоровым» — комментирует Ольга Филоненко, инженер в сфере пищевых технологий, магистр Халяль индустрии, сертифицированный Халяль аудитор (GIMDES).

«Мы очень строго подходим к качеству сырья,  исключаем присутствие в наших продуктах некоторых пищевых добавок и ингредиентов», - рассказывает руководитель отдела маркетинга молкомбината в Нальчике Динара Урманчеева.

Не только для верующих

Халяльную продукцию можно и даже нужно употреблять людям любой национальности и вероисповедания. Большое количество людей, которые не являются мусульманами, переходят на халяльные продукты не только в России, но и во всем мире.

Блогер Диляра Хуснуртдинова много лет изучает вопросы питания с точки зрения Ислама. В ее блоге в социальной сети Инстаграм около 48 тысяч подписчиков. Диляра рассказывает, почему на продукты халяль обращают все больше внимания приверженцы других конфессий.

«По сути дела халяль — это дополнительная гарантия качества продукта. Мы должны понимать, что используется для откорма коров, молоко и мясо которых стоит на полке гипермаркетов. Ведь это очень насущный вопрос: применялись ли антибиотики или генно-модифицированные продукты, которые могут оказать влияние на организм. Использовалась ли костная мука, которую часто примешивают в рацион животных.  Сертификация халяль должна исключать этот фактор риска».

С Дилярой согласна Марьям Шамсудинова, педиатр, диетолог и специалист по искусственному питанию тяжелобольных детей в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и гематологии имени Д. Рогачева: «Продукция халяль  - это прежде всего строгий контроль качества, который проходит на всех этапах от отбора животного, до его содержания и получения продукта. Поэтому халяль полезен всем», - говорит собеседник.

Слова экспертов подтверждаются статистикой. Например, в Великобритании, стране с развитой культурой здорового питания проживает около двух миллионов мусульман. А продукцию с сертификатом халяль покупают около шести миллионов человек.

Не маркетинг

Халяльная сертификация носит добровольный характер, и это еще один довод в пользу качества продуктов с соответствующим значком на упаковке.  Владельцы предприятия сами идут на меры дополнительной проверки, чтобы подтвердить соответствие продуктов всем требованиям.

Проверку производит целая комиссия, которая состоит из экспертов по сертификации халяль. Документированное подтверждение нормам и правилам подвергается все производство в целом и каждый процесс — это довольно строгая процедура.

Выдачей халяль-сертификатов занимаются официально уполномоченные органы. Они также должны иметь документы, подтверждающие их принадлежность к централизованной религиозной организации, например, такой как Российский муфтият. Эта организация курирует известный  Международный Центр стандартизации и сертификации «Халяль».

Сертификация не ограничивается начальной проверкой. После получения сертификата продукция производителя проходит регулярные инспекционные проверки экспертами стандарта халяль.

Неудивительно, что с ростом спроса увеличивается и предложение производителей халяльной продукции. При этом некоторые компании чаще всего думают не о качестве продукции, а скорее об экономических категориях: охвате рынка, марже, прибыли, стоимости продукции, расширении продуктовой линейки.

При этом, значок «халяль» на упаковке, по мнению участников рынка, не обязательно станет конкурентным преимуществом и не гарантирует взлета продаж, и производители часто переоценивают его значение.

«Существуют компании, которые исключительно в маркетинговых целях делают сертификацию, или того хуже маркируют продукцию, которая на самом деле не является халяльной. Но это все временно, не перспективно и опасно, правда рано или поздно вскрывается», — рассказывает генеральный директор Нальчикского молочного комбината, основатель бренда «Чабан» Шамсудин Якубов. Компания является одним из лидеров халяльного молочного рынка в России и одной из самых узнаваемых торговых марок северокавказского происхождения.

Для успешного и долгосрочного ведения бизнеса по производству халяля к этой маркировке следует относиться как к системе контроля, которая позволяет делать продукцию лучше и быть доступной более широкой массе потребителей.

«В наших объемах продаж доля продукции халяль не занимает ключевую роль, это самая дорогая продукция в ассортименте. Мы не делаем ее ради самого сегмента или аудитории, предпочитающей только халяль. Мы производим качественную и натуральную продукцию в экологической зоне России, которую покупают разные жители страны», — продолжает Шамсудин Якубов, - Можно ли отнести продукцию халяль к современным трендам? Да, но это больше, чем просто попытка увеличения продаж на фоне востребованности эко-тематики или маркетинговый ход. Производство халяль — дорогостоящее и не обязательно прибыльное дело, это, прежде всего — желание производителей привлекать аудиторию гарантией соблюдения высокого качества и безопасности продукции, и самодисциплина, которая не позволяет отклоняться от заданной планки «стандарта».

С Шамсудином Якубовым согласен и основатель экофермы «Горчичная поляна» Александр Бродовский («Горчичная поляна» находится в Тульской области, это первое в России хозяйство, получившее сертификат соответствия эко-производства от ЕвроСоюза и первой из предприятий этого сегмента прошла сертификацию халяль в России.- прим. ред.). «Еда должна объединять людей! Считается, что международная система халяль – одна из лучших систем контроля качества. Маркировка «Халяль» уже не носит сугубо религиозный смысл для узкого сегмента потребителей, она стала гарантией высокого качества продукции» В связи с чем, сегодня халяль-еда – это популярный тренд среди покупателей, которые разделяют принцип здорового питания» - говорит собеседник.

Александр Бродовский особо акцентирует внимание на том, что для «Горчичной поляны» получение халяльной сертификации — это не способ повысить продажи за счет трендового маркетингового хода.   В первую очередь сертификат – дополнительное подтверждение уровня качества и снятие барьеров в восприятии продукта людьми, строго придерживающихся канонических норм в пищевых предпочтениях.

Справка

Глобальный рынок халяльной продукции, куда входят как продовольственные продукты, так и непродовольственные товары, оценивается специалистами примерно в 2,1 трл. долл. США, обеспечивающий 1,6 млрд мусульманского населения мира. Среди потребителей халяльной продукции более 180 млн мусульман - жителей Индонезии, Индии - 140, Пакистана - 130, Ближнего Востока - 200, Африки -300, Европы и Российской Федерации – 50. Показатели реализации продуктов Халяль растут на 25-30 процентов в год (Источник справки - доклад Загирова Л. Р., Ребезов М. Б., Альхамова Г. К., Асенова Б. К., Окусханова Э. К. О развитии производства халяль в мире // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 143-146.).

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах