В Татарстане определили 20 проблем, тормозящих «мусорную» реформу по всей стране, и собираются инициировать изменения в законодательстве.
Всё начинается в ведре?
Реформа системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) идёт в стране уже четыре года. И обычные граждане, и бизнес платят деньги за новую систему обращения с ТКО. Цели благие – наладить раздельный сбор отходов, их сортировку, переработку. Однако возникают, вернее, мусор, и ныне там. Зачастую мы видим, как из контейнеров во дворах его сваливают в одну машину, в итоге даже у самых сознательных жильцов отпадает охота что-то сортировать. Баков, куда в советское время относили пищевые отходы в корм животным, нет и в помине. Хлеб, остатки прочей еды, а также макулатуру выбрасывают вместе с остальным мусором. Вторичная переработка минимальна. По оценкам экспертов, в Татарстане её не больше 10% от объёмов, а по планам реформы в стране должно перерабатываться 50% мусора. Но его мало просто переработать – вторсырьё должно быть востребовано экономикой.
«Сегодня люди, которые планируют заниматься переработкой, хотят получить сырьё, пригодное для этого, – подчёркивает важность сортировки глава комитета Госсовета РТ по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Азат Хамаев. – Всё начинается в ведре!»
Депутат вспоминает, как в СССР мальчишки даже дрались с соседями за то, чтобы бумагу, металл, кости сдать. Была система потребкооперации, заготконторы. А сегодня системы нет.
«Если регоператор (компания, ответственная за вывоз ТКО и весь цикл обращения с ними, в республике их два – для Восточной и Западной зон. – Прим. ред.) приходит и говорит: «У вас должно быть 10 кг отходов, за 10 кг плати», это нонсенс, – считает Азат Хамаев. – Потому они просят плату за неоказанные услуги!»
Этот вопрос 24 марта на заседании антикризисного штаба Казани опять подняли торговые центры. Мол, мы платим за воздух! Тариф высчитывается от общей площади ТЦ, включая технические зоны, подземные паркинги и др. А ведь крытая парковка может быть в несколько этажей, платежи вырастают существенно, тогда как по факту мусор там практически не образуется.
Мэр Казани Ильсур Метшин поручил в течение апреля проанализировать тарифы на вывоз ТКО в других городах и рост фактической платы для предпринимателей.
«За апрель мы сможем понять, как нам действовать дальше», – заверил Ильсур Метшин.
«На федеральном уровне должен быть единый стандарт по учёту ТКО, – рассуждает глава комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин. – Но его надо корректировать в регионах, ведь состав мусора по регионам разный. Поэтому у региона должна быть возможность применить фактические системы учёта».
Кто отходов хозяин?
Александр Тыгин входит в состав рабочей группы, которая анализирует ход «мусорной» реформы в разных регионах страны.
Среди 20 общих для всей страны проблем татарстанские эксперты назвали и ответственность за содержание, приобретение контейнерных площадок, тарифное регулирование услуг по вывозу так называемых зелёных, то есть растительных, отходов. Ведь с точки зрения закона зелёный мусор – это не ТКО. Значит, приносить его на контейнерные площадки нельзя.
«Докручивая законодательство, мы можем сдержать тарифы для населения, улучшить нашу городскую среду», — уверяет Александр Тыгин.
Предприниматели же ждут ответов на свои вопросы раньше – после 31 марта. К этому сроку Минстрой РТ должен был завершить проект уточнения нормативов накопления ТКО с учётом сезонных колебаний. «АиФ-Регион» будет следить за развитием событий.
КОММЕНТАРИЙ
Гендиректор регооператора по обращению с ТКО восточной зоны РТ ООО «Гринта» Светлана Ярлыченко:
– Есть организации, которые сидят в тени, пытаясь избежать легальных способов обращения с ТКО, уклоняются от заключения договора. Чаще всего этим грешат небольшие предприятия и владельцы различных торговых точек на первых этажах жилых домов. Они все свои отходы просто сбрасывают в чужие дворовые контейнеры. Самое несправедливое, что это может найти своё отражение в нормативах образования отходов жителей многоквартирных домов и частного сектора. То есть за таких предпринимателей в конечном счете будут платить обычные добросовестные жители.
Вопрос контейнерных площадок также, бесспорно, требует внимания. По закону создание, содержание мест накопления ТКО и обеспечение подъездных путей к ним – зона ответственности собственника земельного участка, на котором расположена площадка. Как правило, это органы местного самоуправления или управляющие компании. При этом от качества содержания площадки напрямую зависит работа регоператоров. Нередко водители мусоровозов сталкиваются с невозможностью проезда или с тем, что количество емкостей не соответствует количеству образуемых отходов. Есть населенные пункты, где вообще нет контейнерных площадок. Там вынужденно используется бестарный способ сбора, когда мусоровоз собирает мешки с ТКО, проезжая по улицам. По самым скромным подсчётам в восточной зоне Татарстана потребность в контейнерных площадках составляет 7 936 штук.
На кого возложить обязанность по обустройству контейнерных площадок? Возьмем, например, сектор индивидуального жилищного строительства (ИЖС).
Если обязанность по обустройству контейнерных площадок возложить на собственников домохозяйств, то проблему это не решит, так как не все их создадут. Поэтому необходимость формирования общих мест накопления ТКО останется, а значит нужно принять решение, кто будет нести за это ответственность. Мы не против, если это обязательство законодательно закрепить за региональным оператором, но это потребует полной перестройки федеральной системы обращения с ТКО. Кроме того, нужно будет предусмотреть в тарифе расходы на создание, содержание, обслуживание контейнерных площадок, закупку емкостей для накопления отходов, обновление контейнерного парка. По предварительным подсчетам это приведет к росту тарифа в ИЖС на 21 руб. с чел./мес.
Что касается сектора многоквартирных домов, то оптимальным было бы оставить ответственность за создание, содержание КП и закупку контейнеров за управляющими компаниями или за региональным оператором. И в этом случае мы не против принять на себя такую ответственность, но, опять же, следует предусмотреть решение всех тех вопросов, о которых я говорила выше.
Плата за услугу по обращению с ТКО зависит от тарифа, норматива и площади (если речь идёт о торговых центрах). В Татарстане единый тариф для всех потребителей – 488 руб. 59 копеек за кубометр (с НДС). Что касается площади, то спорные моменты возникали лишь от того, что некоторые владельцы торговых центров не предоставили регоператору объективные данные о своих площадях, и регоператору приходится брать данные из открытых источников. Сейчас все торговые центры уже разобрались в законодательстве, и спорных моментов не возникает. Для снижения платы за коммунальную услугу достаточно было точно расписать площади всех объектов на территории ТЦ: парковки, кинотеатра и т.д. У каждого объекта свой норматив. За счёт этого некоторые торговые центры смогли снизить ежемесячный платёж на законных основаниях.