С высоты всё видится иначе. Бегущие по лентам дорог авто, ряды домов, лес и водная гладь. А ещё Казань – Кабан и трубы ТЭЦ. Для обывателя – это красивый пейзаж. Для сотрудников авиационного отряда – каждодневная работа.
Авиационный отряд специального назначения МВД по РТ (АОСН) был создан в 2007 году. Начиналась служба на одной винтокрылой машине. Сейчас в распоряжении воздушных полицейских четыре вертолёта (ещё три на подходе) и три комплекса беспилотных летательных аппаратов.
- Наши основные задачи – воздушное наблюдение, разведка и поиск, - рассказывает начальник инженерно-авиационной службы АОСН Ильшад АХМАДУЛЛИН. - Поднимаемся в воздух по заявкам МВД, коммерческих вылетов не делаем.
Работа у экипажей отряда может быть самой разной. Пропал человек в одном из районов, они летят, чтобы вести поиск с воздуха. Угнан автомобиль – кружат над магистралями. Идёт футбольный матч – машина зависает над полем. Ведёт панорамную съёмку по периметру, чтобы наземные службы могли вовремя среагировать, если возникнет внештатная ситуация.
Воздушные полицейские летают над лесами, проверяют, нет ли возгораний. Повышенного внимания требуют границы с Кировской областью и Республикой Марий Эл. Аппаратура позволяет выявлять пожары на расстоянии 35 км.
Охотники на браконьеров
У каждого вертолёта своя задача. Небольшой КА-226 ведёт наблюдение. МИ-8, вмещающий 20-24 пассажира, используется для перевозки сотрудников МВД, грузов и вооружения. Иногда возит спецгруппы, десантирующиеся на крыши или в места, где не может приземлиться машина. «АНСАТ» производства Казанского вертолётного завода, на борт которого взяли журналистов, возит небольшое количество пассажиров, помогает в поиске пропавших. Его планируется модифицировать, чтобы мог вести видеонаблюдение, в том числе, и над Казанью. Пока же привлекают к операциям, для которых достаточно глаз экипажа.
- Работа есть всегда, - говорит командир вертолёта «АНСАТ» Шамиль САТТАРОВ. – В воздухе можем находиться до двух с половиной часов. Отслеживаем незаконную вырубку леса, браконьерство. Поздней осенью участвовали в операции по спасению рыбаков. Недавно искали заблудившуюся бабушку, правда, оказалось, что она загостилась в соседней деревне. Прошлым летом нас привлекали к поиску погибших на «Булгарии». Позже выяснилось, что они все находились на самом судне, и на воде мы никого не обнаружили, но всё равно это стало самым тяжёлым вылетом в эмоциональном плане.
Следить за Играми
Главный критерий отбора лётчиков и инженерно-технического состава – большой опыт работы. Нередко приходят в авиационный отряд бывшие сотрудники министерства обороны или авиакомпаний. Есть и те, кто служил на Северном Кавказе, ведь специфика госавиации предусматривает использование военной техники.
Недавно взяли команду для работы с последней «новинкой» авиаотряда – аэростатом. Использовать его пока не начали, аппарат прошёл лишь тестовый запуск. Основная нагрузка его ждёт следующим летом – предстоит работа по обеспечению безопасности на Универсиаде.
- Аэростат – носитель различной аппаратуры, - объясняет Ильшад Ахмадуллин. – В частности, он оборудован оптической системой наблюдения по периметру. Видеосигнал передается в наземный пункт управления, где обрабатывается, а далее поступает в МВД. Качество съёмки очень хорошее, позволяет, например, устанавливать личности людей, номера автомобилей. Аэростат может работать на разной высоте. Всё зависит от метеоусловий и от размера территории, которую необходимо охватить.
Где именно будет летать аэростат во время студенческих Игр, не решено, так как ещё нет самой программы соревнований. Зато определено место дислокации для будущей работы непосредственно в городской черте. Аэростат будет «следить» за порядком в центральной части Казани, где скапливается большое количество людей.