Примерное время чтения: 7 минут
391

Экологи: убивая Булак, Казанку и городские озера, мы теряем ресурс более ценный, чем нефть

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ-Татарстан 11/07/2012

Сплошь и рядом нарушаются природоохранное законодательство и интересы жителей. Почему рубим сук, на котором сидим? О проблемах городских водоёмов в беседе с нашим обозревателем рассказывает доктор биологических наук, профессор Нафиса Мингазова.

О чём кричали чайки?

- Водные артерии – гордость и украшение любого города. В Казани – множество малых водоёмов. Но отношение к ним можно назвать надругательством. Согласны, Нафиса Мансуровна?

- Вынуждена согласиться, как эколог. На каждый водный объект в Казани, а их около 250, мы составили экологический паспорт, в том числе на 150 малых озёр. Большинство из них отсутствует на картах города, обозначались как земельные участки. При продаже земель с водоёмами под строительство нередко даже на место никто не выезжает, не знакомится с предысторией, имеющей подчас «судебные корни». Всё решается, увы, в кабинетах. Несмотря на проигранные ранее суды, застройщиками в значительной степени засыпано озеро Марьино около здания Ново-Савиновской администрации, где обитали утки, ондатры. На перекрёстке ул. Декабристов и Вахитова частями засыпали прекрасное озеро с подземным питанием, флора и фауна погибли. Взамен – очередной ресторан и супермаркет. За Энергоуниверситетом, пока осталось озеро Харовое, где обитает редкий вид водорослей – хара. Жители просят его обустроить, но и его участь, по-видимому, предрешена. На ул. Чуйкова есть «озера Надежды», как прозвали их казанцы. Пока их отстояли. А вот два близлежащих малых озера – «Чайковых» – нет. Там была колония озёрных чаек, редчайшее явление для городов России. «Татинвестгражданпроект» в 2007 г. разработал проект парка «Чайка». Он понравился мэру Казани, но средств на реализацию не нашлось. В прошлом году мы со студентами чистили это озеро. Чайки сидели на гнёздах, уже появились птенцы… А через пару дней строительная техника уничтожила уникальный уголок живой природы. «Землю» продали под три автосалона. Нынче чайки долго кружились над территорией, кричали. Местные жители просто плакали. Строители обещали обустроить остаток Чайкового озера и ничего не сделали. Уничтожено из-за несостоявшейся АЗС и озеро на ул. Чишмяле. Решение суда, обязавшее застройщиков восстановить водный объект, осталось на бумаге. Жители возмущаются, но администрация Советского района бездействует, хотя решение суда должно выполняться. На ул. Адоратского, где нет другой рекреационной зоны, жители тоже боролись за малый природный водоём. У всех на глазах его залили мазутом, засыпали строительным мусором.

Фото из архива Мингазовой.

- Если уж мнение казанцев не уважают, как и решения судов, то куда смотрят природоохранные органы?

- По-моему, у них мало полномочий, и их работа сильно заформализована. Нередко всё сводится к серии бесконечных совещаний, согласований, бумаготворчеству. Бывает, что и протоколы подчищаются, суть выхолащивается. Экологической полиции уже нет.

Что имеем, не храним

- А ведь при умном подходе Казань могла бы Венецией стать. По Булаку барышни когда-то на лодках катались… А сейчас люди волнуются, что Булак засыпят.

- В 60-е годы это планировалось по Генплану. Булак ведь не только исторический водный объект. Он жизненно необходим, снижает степень загрязнения центра города. К сожалению, Булак все годы был «ахиллесовой пятой» города, ещё с 18 в. И сейчас нередко бывают аварийные прорывы коммуникаций. А ведь эта водная артерия – сокровище! Когда в 80-х оз. Нижний Кабан превратилось в мёртвый водоём из-за промышленных стоков, в первую очередь, Химкомбината им. Вахитова, горком КПСС распорядился его очистить. И проточная вода шла тогда через Булак. Если уж в 80-е смогли очистить Нижний Кабан, то сейчас мы настойчиво рекомендуем сделать это и для озеро Средний Кабан. Придонные слои этого озера чрезвычайно загрязнены, вместе со стоками заражают озеро. Не раз предлагали проект восстановления и очистки. Но всё пока застряло в совещаниях.

- Цепь озёр Кабан – объект Универсиады. Вы как 4-кратная чемпионка РТ по академической гребле, серебряный призёр Кубка СССР, участница Олимпийского отбора, хотели бы оказаться в далеко не международной по качеству воде Среднего Кабана? В него попадают выбросы ливневой канализации и промышленные стоки. Тем не менее Гребной канал принят!

- Международные гребцы приедут и уедут. А наши постоянно здесь тренируются. Но лишь поверхностный слой воды, 1-2 метра, соответствует нормативам. Донные слои – бомба замедленного действия, они не могут самоочищаться.

- В 60-е по Казанке ходили речные трамвайчики. Сегодня, как в «Истории города Глупова» Салтыкова-Щедрина, Казанку уничтожают. У природы есть механизмы самозащиты?

- Это больная тема для многих экологов, безуспешно боровшихся за судьбу реки. Но опять же, никто не прислушался. Находились «специалисты», оправдывавшие засыпки. Как учёный, обладающий совестью и чувством долга перед грядущими поколениями, скажу: сил у Казанки для самоочищения мало. Её русло в районе Арска пострадало при противопаводковых мероприятиях. Сказалась и засуха 2010 г. В нижнем течении из-за повсеместного строительства по берегам нарушена зона самоочищения. Один за другим закрываются пляжи. В 90-х в РФ были программы возрождения малых озёр и рек. Говорилось о ценности каждой речушки. Сегодня озёрный и речной фонды резко сокращаются. Мы, экологи-реставраторы, знаем, что надо делать. Но нет отклика на наши предложения.

 

Досье
Нафиса Мингазова родилась в Казани. Окончила КГУ. Профессор, доктор биологических наук, зав. лабораторией оптимизации водных экосистем КФУ, профессор кафедры градостроительства КГАСУ. Председатель Казанского отделения Гидробиологического общества РАН. Автор более 300 научных трудов, 20 монографий. Дочь студентка - эколог.

На Волге чей стон раздаётся?

- В Бор. Матюшино, и не только там, волжские берега перегорожены бетонными заборами, намывают песок, строя пирсы для яхт и катеров, мастерят самопальные островки, а в заводях – в начале лета! - цветёт вода. Эдак и Волгу утратим.

-Мы не раз говорили о важности экологического сознания. Ещё в 90-е чиновники проходили курсы по экологии в КГУ, чтобы иметь хоть какие-то представления о природе. Мы от неё зависим. По прогнозам, в недалёком будущем мировые войны будут происходить из-за источников пресной воды: её запасы на планете ограничены. С этих позиций Волга – куда более ценный ресурс, чем нефть, газ. С точки зрения экономики, национальной безопасности, уничтожать любые природные водоёмы, даже самые малые - безрассудно. В ранее зелёной и водной Казани практически не остаётся рекреационных зон. Всё меньше пляжей, разрешённых летом для купания. Вслед за экологической полицией, из структуры «Горводзеленхоза» исчезла Водная инспекция. За состоянием лесов следят лесники и егери. Но у воды в городе нет защитников. Однако без неё человеку не выжить. Нужно, чтобы каждый житель и уж тем более руководители это понимали и сохраняли природу города. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах