Удобно ли детям добираться до школы, успеет ли «скорая» из райцентра доехать до роженицы и вовремя ли будет доставлен собранный урожай – практически на 100% зависит от того, как благоустроена сельская дорога.
Асфальтированные подъезды
С первого года создания Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ сельская инфраструктура – в центре особого внимания этого ведомства. Своей основной задачей оно поставило непростое, но важное дело – соединить все населённые пункты республики с основными автомагистралями.
За 10 лет 379 татарстанских сёл и деревень получили подъезды с асфальтовым покрытием. Общая протяжённость реконструированных дорог составила 1000 км, капитально отремонтированных – 8 тыс. км. Кроме того, дорожники привели в порядок подъезды более чем к 400 животноводческим комплексам общей протяжённостью свыше 425 км. Качество строительства обеспечивает использование современных строительных материалов и спецтехники. Так одна битумоварка электрическая может оптимизировать труд целой бригады.
Кстати, в рамках национального проекта «Образование» подъездные автомобильные дороги к сёлам и деревням были проведены с учётом маршрутов школьных автобусов. Так Министерство транспорта РТ решает социальную задачу по обеспечению безопасности школьных перевозок и предупреждению детского травматизма.
Спасительные километры
К середине 2000-х гг. основной проблемой, которую предстояло решить ведомству, стало выведение транзитного автомобильного потока из населённых пунктов. С этой целью была разработана республиканская целевая программа «Развитие транспортного комплекса РТ на 2006 - 2010 гг.», в рамках которой к сегодняшнему дню уже построено 204 километра объездных автомобильных дорог.
Необходимость в программе была очевидна – возросший транспортный поток нужно было перенаправить в объезд населённых пунктов. Это помогло, во-первых, разгрузить дороги районных центров от транзитных грузовых и легковых машин и, соответственно, улучшить экологическую обстановку, во-вторых, снизить затраты на перевозку грузов и пассажиров и, в-третьих, повысить безопасность дорожного движения.
На сегодняшний день такие дороги спасают от пробок и загазованности уже более десятка населённых пунктов Татарстана: Тетюши, Заинск, Зеленодольск, Нурлат, Мамадыш, Альметьевск, Богатые Сабы, Большая Атня, Шемордан, Камские Поляны, Тюлячи, Черемшан и др.
Планы на будущее
Тем не менее, несмотря на гигантский объём проделанной работы, плотность дорог с твёрдым покрытием по территориям республики неравномерна. Так, наименьшее количество асфальтобетонных трасс - в Спасском, Рыбно-Слободском, Мамадышском, Мензелинском, Агрызском районах. Кроме того, довольно много сельских поселений имеют сегодня подъездные автомобильные дороги с грунтовым покрытием: 912 населённых пунктов из 3073. Наиболее проблемными в этом плане являются Тетюшский, Рыбно-Слободский, Азнакаевский, Тюлячинский, Алькеевский районы. Поэтому при составлении планов работ на предстоящие годы этим районам будет уделено первоочередное внимание.
- В этом году планируется соединить дорогами с твёрдым покрытием 59 сел и деревень, в том числе 16 – с облегчённым и переходным типом дорожной одежды с максимальным применением инновационных и местных стройматериалов, - говорит министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар САФИН.
В проекте программы «Развитие транспортного комплекса РТ на 2011 - 2015 гг.» сохранена приоритетность строительства подъездов к сёлам с учётом маршрутов школьных автобусов, а также возведение автомобильных дорог в рамках реализации национальных проектов таких, как «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жильё – гражданам России», «Здравоохранение» и «Образование».
Цифры
33 тыс. км – протяжённость автомобильных дорог в РТ; 214,7 км на 1000 кв. км территории РТ – плотность дорог с твёрдым покрытием