Новая железнодорожная ветка позволит пассажирам с одной пересадкой пользоваться сразу двумя, а в будущем и тремя видами транспорта: воздушным, железнодорожным и автомобильным. Добраться из аэропорта до центра города можно будет всего за 20 минут, что, кстати, соответствует требованиям FISU. Протяжённость трассы составит 26,5 километра – это и строительство новых путей, и реконструкция старых. На сегодняшний день работы выполнены уже на расстоянии в 11 километров.
«Ласточку» для Казани производители пообещали сделать очень комфортной и безопасной. А ещё адаптировать её к российской зиме, чтобы бесперебойно перевозила пассажиров даже при температуре минус сорок. Кстати, энергии аэроэкспресс будет потреблять значительно меньше, чем электропоезда, на которых мы ездим сейчас.
С поезда – на метро
Модернизация этой ветки – только часть огромной работы по организации интермодальных перевозок. Впереди реконструкция железнодорожного участка «Казань - Тихорецкая», строительство терминала «Аэроэкспресс» в аэропорту, возведение двух путепроводов: на улице Тихорецкая и на автомобильной дороге Усады - Столбище.
Серьезные изменения ожидает и железнодорожный транспорт в целом. Казань, наконец, получит второй вокзал на улице Воровского вместо старого демонтированного здания. Его задача номер один – взять на себя все транзитные направления и разгрузить деловой центр. Начаты работы по реконструкции пригородного вокзала, которому в будущем предстоит стать основным терминалом для пассажиров поездов дальнего следования. Что касается исторического вокзала – старинного красного здания, то он превратится в павильон для аэроэкспресса.
Доставлять пассажиров поездов быстро и удобно в любую часть города и за его пределы позволит совокупность нескольких видов городского транспорта. В частности, у вокзала «Казань-2» запланировано строительство автобусной станции, откуда жители региона смогут без проблем уехать домой. Рядом будет и новая станция метрополитена «Московская».
Всего на реализацию проекта интермодальных перевозок потребуется 12 млрд рублей. До конца 2011 года планируется освоить более 3 млрд рублей.
На пульте безопасности
Развитию железнодорожного транспорта внимание уделяется не только в преддверии Универсиады. На протяжении последних лет появляются всё новые и новые услуги.
Так, с марта 2006 года на станции «Казань» и остановочном пункте «Метро-Аметьево» начала работать система турникетного пропуска. В 2007 году внедрена система продажи электронных билетов на поезда дальнего следования, и была построена детская железная дорога, а также в здании вокзала появился единственный в стране информационный стенд для слепых и слабовидящих пассажиров. В 2008 - 2009 годах Пассажирское вагонное депо станции «Казань» приобрело 68 вагонов для поездов дальнего следования. Начали курсировать два новых пассажирских поезда: «Премиум» по маршруту Казань – Москва – Адлер и рельсовый автобус РА-2 – от станции Казань до станции Буа.
Много внимания уделяется безопасности пассажиров. Подразделения транспортной полиции организуют проверки вокзалов, железнодорожных станций и платформ. На модернизацию и оснащение системы телевизионного наблюдения по программе «Антитеррор» выделены 5 млн рублей. На железнодорожном вокзале Казани установлено 54 видеокамеры с выходом на пульт ЛУВДТ по РТ.
Не прекращается работа по оптимизации расписания движения поездов и повышению качества услуг, чтобы сделать поездки на железнодорожном транспорте оптимально комфортными.
Языком цифр
В 2010 году в Татарстане перевозка пассажиров железнодорожным транспортом осуществлялась по 13 направлениям, по которым курсировали 18 пар поездов, в том числе 4 пары летних.
Всего за год было перевезено 18 894 тыс. человек, в том числе, 12 679 тыс. пригородным железнодорожным транспортом.