Город или деревня
Власти уверяют: убивать трамваи никто не собирается. В городе действуют 6 трамвайных маршрутов: №№ 2,3,7,9,11 и 19 (временно приостановлен), ожидается возобновление № 13, 14, 20 и 21 и уже начинается новый этап модернизации путей. Рельсы для трамвая скоростного типа проложат по Южной трассе, продлят до ул. Гарифьянова маршрут трамвая № 11. Все бы ничего, но полностью уберут старейший маршрут - «двойку». Чтобы разгрузить узкие улицы в центре, иными словами, дать возможность спокойно передвигаться на своих авто жителям элитного района. Вряд ли все они дружно пересядут на автобусы, которые пустят после реконструкции!
Казанцы называют «двойку» историческим и важным для города объектом и просят редакцию «АиФ-Казань» помочь предотвратить варварский акт. С самого утра кондукторов «двойки» атакуют недоумевающие пассажиры: «Как до больниц, университетов добираться? Идти километры пешком? На своих двоих в гору лезть?». Когда на запруженной автомобилями ул. Бутлерова трамваю приходится остановиться, гнев пассажиров достигает апогея.
- Как тут проехать, если машин справа-слева понаставили, «хаммеры» да «лексусы» шпарят прямо по трамвайным путям, никому дела до них нет?! – возмущается профессор психологии Эдуард Волчков.
Инженер химфака КФУ Тимур Ямашев и его друзья организовали сбор подписей в защиту «двойки». «Трамвай – самый экологичный и экономичный вид транспорта, - говорит Ямашев. - Трамвайным линиям нужна реконструкция, а не снос. Мы хотим, чтобы Казань выглядела как развитый европейский город, а не как азиатская деревня!»
Проще снести
По мнению читателя «АиФ-Казань» Ф. Батрова, данные о невостребованности маршрута не выдерживают критики. Ведь по «узким проезжим частям» ул. Бутлерова и Волкова предлагается проложить новые маршруты автобусов (по нашим данным, будет около 60 машин – прим. авт.), которые были запрещены ГИБДД к эксплуатации на этом участке! Нельзя забывать и о том, что трамвай - социально значимый транспорт с доступными тарифами, а на всём протяжении маршрута «двойки» как раз и находится масса образовательных, медицинских и социальных учреждений. К тому же эта линия могла бы стать основой для трамвайного туристического маршрута. Она нагорного типа, с сохранившейся булыжной мостовой на ул. Волкова… Увы, сегодня на первый план выходят экономические интересы.
- «Двойка» - не просто убыточная, а очень убыточная, - объясняет зам.гендиректора «Метроэлектротранса» по эксплуатации И. Арчаков. – Из 8 вагонов на линии часто только первый вагон полон, а остальные - пустые. Улицы узкие, на них скопление транспорта, из-за этого трамвай часто стоит в пробках. Почему там паркуются машины, мешая движению, вопрос не к нам, а к ГИБДД.
- Состыковать все эти интересы – обязанность муниципальной власти, - говорит завкафедрой градостроительства КГАСУ А. Дембич. – Она должна выстроить стройную структуру: от генплана до схемы движения общественного транспорта и всего транспорта в городе. В 1998 году был принят городской устав. Сейчас он отменён, потому что противоречит принятым позже Земельным и Градостроительным кодексам. Мэрия не успела переработать этот документ. А без него можно принимать не системные, а только разовые решения. На мой взгляд, с отменой трамвайного маршрута № 2 не стоит торопиться. Пора корректировать генплан Казани, принятый в 2007 году, принять новый городской устав, который станет двигателем развития Казани, в том числе и её транспортной схемы.