Потребитель не знает, что покупает: харам не маркируется
- В последнее время интерес к халялю возрос. Динар Ильсурович, расскажите, с чем это связано?
- Сейчас халяль выбирают не только мусульмане, но и люди других конфессий. Мы знаем, что после отмены обязательную сертификации товаров, производители могут обмануть потребителя, а к халяль требования жестче. Кроме того, что это здоровая пища, это – прежде всего продукт религиозного происхождения, присущий мусульманам. Поэтому контроль над этими продуктами лежит на религиозных организациях, такие как муфтияты, духовные управления или комитеты, которые специально создаются для ведения подобной деятельности.
- То есть эти комитеты должны быть религиозными?
- Эти комитеты должны быть учреждены религиозными организациями, быть подотчетными и подконтрольными Духовным управлениям мусульман, так как функции всего, что связано с религией лежит на них. Но чтобы самим непосредственно всем не заниматься, Духовные управления в свою очередь делегируют полномочия по халяль данному комитету.
Так как всем этим процессом руководит религиозная организация, то соответственно возникают религиозные требования, которые никак не могут быть нарушены при производстве продукции халяль. Это новый уровень стандартов. Производитель добровольно, без какого-либо принуждения может сертифицировать свой товар. Если человек хочет производить халяль, то он должен соблюсти все требования.
Халяль не бежит за технологиями. Но комитет отслеживает и проверяет все новшества. Проверяется состав сырья, продукта – нет ли в них запрещенных компонентов, ингредиентов животного происхождения, алкоголя. Обычный потребитель не всегда поймет, что он покупает, даже если прочитает состав, может не понять разрешено это или нет, и идет по легкому пути. Запрета же нет, а харам не маркируется. Поэтому, чтобы товар покупали без сомнений, производители сами приходят и просят, чтобы их продукцию проверили на соответствие стандартам халяль. Обращаются производители больших предприятий, и даже производители воды.
- Это же смешно!
- Да, с одной стороны смешно, а с точки зрения производителя правильно, он хочет подтвердить свой статус. На сегодняшний день наш менталитет не может принять этого, как не мог принять несколько лет назад халяль кондитерские изделия, как не воспринимают тот же самый майонез, косметику, медицину. Еще 5-6 лет назад у нас этого не было, а теперь мы это воспринимаем как должное. Мы недавно вышли из того состояния, когда халяль для нас означало только мясо.
Можно ли верить на слово
- По вашим словам получается, что продукцию без маркировки «халяль» мусульмане не имеют право покупать?
- Нет, ни в коем случае. Мы говорим, что мы не даем гарантию на ту продукцию, которую не проверили, потому что не можем знать, что в ее составе. Каждый человек несет ответственность за себя. Если он купил продукт, и он ему подходит, то это его воля. Комитет выполняет функцию проверяющего органа, тех предприятий, которые к нему обратились, и сказали: «Проверьте меня и дайте мне сертификат, маркировку, если я соответствую стандартам». Если мы бы жили в исламских странах, то этот вопрос сам с собой отпадал. Например, в Малайзии 99% продуктов маркируется халяль.
- Если, например, я предприниматель, у меня свое кафе. Но у меня нет сертификата. Ко мне приходят мусульмане и спрашивают халяль у меня продукты или нет. Я говорю, что халяль, они мне верят на слово. Получается, что сертифицировать не обязательно?
- А мы об этом и говорим – сертификация добровольная, к сожалению, она не обязательная. Единственный кто может наказать – это власть народа. Обманутый потребитель может обратиться в комитет по правам потребителей и привлечь производителя или предпринимателя к административной ответственности. Как и в другом любом кафе, если ему не понравились услуги. Мусульманин может попросить доказать, что у него продукция халяль, а каким методом докажет владелец – это уже проблема того, кто предоставляет эти услуги, а доказать он обязан. Если человеку достаточно только слова, то, пожалуйста, нет никаких проблем, это его решение.
То, о чем мы сейчас говорим – это вопрос греха. Это то, что не видно, нельзя потрогать руками. В целях коммерции, этим невидимым можно пренебречь и воспользоваться доверием. Где гарантия, что этот человек к этому добросовестно относится?
- Кроме продуктов питания, в каких областях вы еще работаете?
- В косметике, гостиничных услугах. Гостиничные услуги начинаются с того, что предоставляется халяль еда в ресторанах при гостинице. Такие тонкости как, наличие кумгана в ванной, наличие намазлыка, Корана в комнате, определение направления кыйблы. Эти вещи только-только начинают предоставляться. Надо учитывать, что Казань становится центром взаимодействия разных культур, и гостиницы начинают обращать на это внимание. Человек, который привык к мелочам, если приезжает сюда и не находит их, то он считает это для себя оскорбительным, он думает, что его права нарушаются. Мы только-только к этому приходим и это надо развивать. На носу универсиада, к этому тоже надо готовиться. Предоставить 5-10 кафе халяль этого будет уже недостаточно.
Значок «халяль» - одинаков для всей России
- Кто имеет право выдавать сертификаты соответствия?
- На сегодняшний день официально общероссийский статус сертификации имеют два органа: у нас в Татарстане и в Москве при Совете Муфтиев. Они имеют лицензию, признание Российской Федерации и законодательства.
На примере Татарстана, другие регионы, муфтияты начали создавать у себя комитеты. Где-то они сами их организуют, где-то мы вместе создаем и передаем им свой накопленный опыт, обучаем их экспертов, и они начинают работать в этой сфере. Мы подписываем с ними договора соглашения, что будем признавать друг друга. Большинство комитетов не придумывают ничего нового, не делают новые значки, а мы, на основании договора, передаем им полномочия проверять предприятия как от нашего, так и от своего имени и маркировать общим значком. Значок «халяль» не присущ только Казани или Татарстану, на маркировке нет надписи принадлежности.
Когда все тонкости соблюдены, на основании нашей документации, мы выдаем акт проверки, после чего печатаем свидетельство для производителя. Это означает, что его продукт соответствует всем религиозным требованиям. Уже с этими документами производитель получает сертификат соответствия.
- С кем вы работаете?
- Мы работаем с ФГУ Тест-Татарстан. Это государственный орган, который выдает сертификат соответствия.
- Говорят, что комитет халяль создан только ради коммерческих целей и эта структура существует лишь для того, чтобы получать прибыль.
- Такой ярлык можно приписать любому. У комитета есть финансы, без этого он просто не может существовать. На сегодняшний день комитет выполняет функции контроля на производстве, чтобы не было нарушений по сырью, которое поступает, при реализации. Каждый этап подразумевает эксперта, который контролирует это на постоянной основе. Если предприятие находится под нашим контролем, то это означает, что как минимум, один человек прикрепляется к этому предприятию, которому мы выплачиваем заработную плату.
- Что предприятие вам дает за контроль и предоставление сертификата?
- Они выплачивают определенную сумму. Но эта сумма зависит от многих факторов: где находится предприятие, в каком регионе, его величина, объем производства, какой процент будет составлять халяль продукция, промежуточность выпуска, какой вид продукции выпускает.
- В каких регионах вы еще работаете?
- На сегодняшний день самый восточный это у нас Челябинск, западный – Калининград, на севере – Марий Эл, юг – это Ростов, Ставропольский край. Получается очень обширная зона. Сюда входят и Уфа, и Самара.
Если продаешь продукты дорого - должен это обосновать
- Могу ли я открыть свое предприятие, зарегистрировать его и заняться выдачей сертификатов халяль?
- Есть международный документ «Кодекс алиментариус». Он принят и у нас в России. Там прописаны условия при производстве продукции, предоставлении услуг. Есть там и пункт, касающийся халяль; относительно его – вопрос остается еще пассивным. Наши коллеги москвичи и мы над этим вопросом работаем, чтобы все-таки привести его в действие. В документе указано, что предприниматель, который позиционирует себя как производитель халяль, для потребителя, обязан наносить надпись или логотип, подтверждающий, что его продукт является халяль. Маркировать и давать возможность производителю наносить подтверждающий знак имеет право только религиозный руководитель страны или региона. Никто не имеет право наносить надпись или маркировать продукт, кроме как с подтверждения религиозного руководителя. Если вы договоритесь с духовным управлением мусульман, и он станет учредителем, то вы можете открыть такое предприятие. Но сами лично, без ведома духовного управления этого сделать нельзя.
- Какие ниши Вами еще не охвачены?
- Когда я перечислил продукты: воду, майонез, кондитерские изделия, вы сказали, что это абсурд. Какие ниши еще есть?
- Садики, школы…
- Работу с садиками и школами мы ведем. Работа с ними – это совсем другое дело. Они государственные, здесь контроль не дают ни комитету, ни духовному управлению.
- Родители не захотят вводить в садик халяль питание, потому что он дорогостоящий. Почему он идет намного дороже? Ведь известно, что мусульмане, подавляющее большинство – это люди среднего и ниже среднего достатка. Некоторые не могут себе позволить себе халяль продукты?
- При встрече с Илдус хазратом и ФГУ Тест-Татарстан мы договорились, что сможем создать ревизионную комиссию, которая будет направляться на предприятие, чья продукция дороже и будет требовать отчет, раскладку, почему получается такая высокая цена. И производитель должен будет расписать. В этом направлении сейчас ведется работа.