Долгосрочная национальная программа развития скоростного и высокоскоростного движения предусматривает два этапа и завязана на предстоящем чемпионате мира по футболу-2018.
На первом этапе (2012-2020 гг). нужно построить высокоскоростную линию Нижний Новгород-Казань-Екатеринбург (1145 км, время в пути 4 часа 40 минут) , а также Москва – Санкт-Петербург (время в пути 2 ч. 30 мин.)
Правда, это не означает строительства отдельных скоростных рельс. Движение будет организовано на существующей железнодорожной инфраструктуре с максимальной скоростью 160-200 км/час.
По оценкам экспертов, на направлениях Москва – Санкт-Петербург и Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург пассажиропоток может составить 8,6 млн человек к 2020 году. РЖД рассчитывает на приток пассажиров и в связи с проведением в России в 2018 г. чемпионата мира по футболу.
На втором этапе реализации программы (2021 – 2030 гг.) предусматривается завершение формирования ж/д магистрали Москва – Екатеринбург благодаря строительству участка Москва – Нижний Новгород и ответвления от Казани на Самару. Таким образом, в связи с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году предполагается также продление полигона скоростного сообщения из центра России до городов Поволжья: Москва - Нижний Новгород - Казань - Ульяновск - Самара.
После того, как масштабные планы РЖД будут реализованы, общая протяженность скоростных и высокоскоростных линий составит 12 тыс. км. Пассажиропоток - 32 млн человек в год. Общий объем инвестиций в инфраструктуру оценивается в 6,3 трлн рублей, в том числе в период до 2020 года – 2,5 трлн рублей, сообщили в пресс-службе РЖД.