Примерное время чтения: 6 минут
423

26 этажей в пригороде. Чем радуют и огорчают мини-города возле Казани

Мини-города с множеством высоток делают жильё доступнее, но такой подход чреват обострением транспортной проблемы.
Мини-города с множеством высоток делают жильё доступнее, но такой подход чреват обострением транспортной проблемы. pixabay.com

В пригородах столицы РТ активно строятся жилые мегакомплексы. Какими они должны быть, чтобы в них было комфортно жить, рассуждают эксперты «АиФ Казань».

«Большой Зеленодольск» на 6 тыс. жителей

На прошлой неделе  состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между одним из российских банков и татарстанским застройщиком — группой компаний MIR Group. Банк выделит 1,2 млрд рублей на  строительство первой очереди жилого микрорайона «Зеленая Долина» в Зеленодольском районе, соседствующим с Казанью. Комплекс, включающий 17 многоэтажек площадью 135 тыс. кв м, детский сад и спортивный центр, говорится в сообщении пресс-службы банка. Первая очередь  из двух домов будет сдана  в 2024 году. Общая сумма инвестиций в проект оценивается в 18 млрд рублей.

Так называемый «Большой Зеленодольск» на 6, 5 тыс. жителей на пути между Зеленодольском и Казанью примечателен тем, что будет  существовать не сам по себе, а станет частью проекта комплексной застройки, который включает индустриальный парк в километре от него и загородный центр семейного отдыха на берегу Волги. Как сообщает застройщик, концепция мини-города звучит так: «Живи, работай, отдыхай».

«Пока все выбираются на природу из города, тратя время в пятничных пробках, вам достаточно просто выйти во двор. Можно пожарить барбекю с соседями, отправиться на пробежку в лес по аллее прямо от подъезда. Кстати, бульвар приведёт вас к месту для выгула собак», - анонсирует MIR Group.

Индустриальный парк на тысячу рабочих места будет включать 7 корпусов, а якорным резидентом станет компания-производитель окон.

Второй  мега-проект в сфере жилищного строительства, о котором вновь заговорили в  нынешнем  году – соципотечный микрорайон М-14 на Оренбургским тракте, в районе РКБ. Строительство стартовало ещё в 2014 году, было возведено несколько многоэтажек, но затем было заморожено. Нынче же проект получил второе дыхание.

Как отмечает пресс-служба мэрии Казани, предполагается возведение жилья для 14 тыс. жителей, это около 330 тысяч кв. м жилья. 

Микрорайон возводится по программе социальной ипотеки Государственным жилищным фондом при Президенте РТ. Введено уже 4 жилых дома, работает детский сад. Предусмотрено еще пять дошкольных образовательных учреждений, а также две школы на 1224 места каждая. Высотность зданий – до 26 этажей, сообщают в ГЖФ. Приоритет при заселении будет отдаваться учителям и врачам.

Мегаполисы перетягивают сельчан

Активное строительство жилья – важное условие  для повышения доступности  жилья для татарстанских семей. Кроме того, прогрессивная черта проекта «Большой Зеленодольск» - то, что он предусматривает создание рабочих мест и что-то может противопоставить проблеме маятниковой миграции, когда жители города-спутника Казани вынуждены утром ехать на работу в столицу, а вечером возвращаться домой, создавая пробки на  Горьковском шоссе и прилегающих дорогах. Тем не менее тысяча рабочих мест для для 100-тысячного Зеленодольска – не слишком большое число.

«Основная проблема при реализации данных проектов мне видится именно в возрастающей нагрузке на дорожную инфраструктуру Казани. Она и без того очень высокая. Три основных выезда из города (Горьковское шоссе, Мамадышский и Оренбургский тракты) уже сейчас крайне перегружены, особенно это видно в час пик. Особенно остро вопрос стоит на Горьковском шоссе. Оно обслуживает жителей огромного комплекса «Салават Купере», в котором, по планам, будут жить 50 тыс. человек, причём он ещё не  достроен, - отмечает к. э. н. , доцент Института управления, экономики и финансов КФУ Кабир Саубанов. – Разумеется, проблему доступного жилья необходимо решать, однако надо учитывать все сопутствующие факторы. Кроме этого, продолжится тренд на концентрацию населения в Казанской агломерации, где уже сейчас проживает около половины населения региона. Это обострит нехватку кадров в восточной части РТ, а ведь там сконцентрирована большая часть региональной промышленности. Получается, асимметрия социально-экономического развития внутри республики будет лишь усиливаться».

 Многие эксперты считают, что необходимо прилагать больше усилий для привлечения граждан к жизни в сельской местности. Пока же отток сельчан в города РТ, в первую очередь в Казань, по-прежнему значителен. Главная причина – нехватка в селах и деревнях мест работы с достойной оплатой труда.

Между тем и горожане сегодня не против переехать из квартиры в свой дом в пригороде. Люди активно строятся: нынче ввод индивидуального жилья в РТ побил все рекорды.

«Татарстанцы всё чаще уже и зимой живут на дачных участках. Переоборудовать дом под круглогодичное жильё дешевле, чем покупать стремительно дорожающие квадратные метры в квартирах. Государство могло бы содействовать этому стремлению граждан, делая дачные поселки более  привлекательными внешне и подводя инженерную инфраструктуру (электричество, газ, канализацию)», –  считает вице-президент Академии наук РТ, д. э. н. Вадим Хоменко.

МНЕНИЕ

Архитектор, член правления Союза архитекторов РТ, доцент Института дизайна и пространственных искусств КФУ Марсель Искандаров:

«Можно только приветствовать реализацию таких  значимых проектов, как строительство соципотечного микрорайона М-14. Но вызывает недоумение то, что на столь крупный и, казалось бы, лишенный цели получения быстрой выгоды проект распространяется та же логика, которая утвердилась в практике застройки наших городов силами коммерческих инвесторов.

Я имею в виду безосновательное, на мой взгляд, повышение этажности застройки в жилых районах, которое всё чаще утверждается в наших реалиях. В случае М-14 – аж до 26 этажей, и это при том, что имеется обширная территория. Экономия на транспортной и инженерной инфраструктуре? Но зачем, ведь это небольшие затраты с точки зрения  общих объёмов инвестиций. 

Появление «человейников» чревато множеством проблем, среди которых возникновение гетто, когда благополучное население постепенно покидает эти жилые массивы.

Здесь идет речь о создании целого микрогорода, а это требует огромной ответственности проектировщиков и людей, принимающих решение. В советское время при проектировании таких объемов привлекались квалифицированные  и опытные специалисты проектных институтов, которых было немного в СССР. Кроме того, судя по внешнему облику, при создании М-14 применялись те же подходы, которые реализуются в коммерческих ЖК. А можно было создать инновационные, по-настоящему привлекательные районы, жилые комплексы будущего».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах