Почему многоэтажные дома в Казани, как в Иронии судьбы на одно лицо и как разнообразить культурную жизнь Казани в интервью «АиФ-Казань» рассуждает кандидат искусствоведения, доцент кафедры градостроительства Казанского архитектурного университета Гузель Файзрахманова.
Новая казанская архитектура
Венера Вольская, «АиФ-Казань»: Гузель Ринатовна, архитекторы говорят, что в России мегаполисы - братья-близнецы: утром выглянешь на улицу и не понимаешь, в каком ты городе. Исторический центр только исключение. А у многоэтажной Казани есть своё лицо?
Гузель Файзрахманова: К сожалению, в спальных районах со времён фильма «Ирония судьбы», где эта тема обыгрывалась, ситуация мало изменилась. В основном мы видим стандартную застройку.
- Но КГАСУ каждый год выпускает десятки архитекторов. Неужели нельзя создавать и недорогой, и оригинальный дизайн многоэтажек? Финляндия тому пример.
- Казанские архитекторы тоже могут это делать, но в большей степени это зона ответственности девелоперов, которые стремятся поменьше в проект вложить и побольше заработать, поэтому и не ставят задачи архитекторам сделать облик разнообразным. К тому же сильные позиции занимают архитекторы, работающие по старинке.
Но изменения в подходах к городскому пространству возможны, мы увидели это на примере парков и набережных. Сейчас реализуются многие проекты, которые, к слову, разрабатываются выпускниками КГАСУ.
Но реконструкция парка – это не масштабное строительство. В этой сфере так пока не получается. Неповоротливая административно-командная машина и неэффективное управление нивелируют таланты ярких архитекторов. А деньги можно успешно освоить и без современных веяний.
- Но ведь есть реализованные эксперименты.
- Да, появляются и удачные объекты – жилые комплексы с достойной архитектурой. Да и в целом ситуация в архитектуре улучшается по сравнению с началом и серединой 2000-х годов, когда у нас появились такие китчевые объекты, как Театр кукол или избыточно декорированный Дворец земледельцев.

Но, безусловно, Казани повезло больше, чем Йошкар-Оле, в которой построили «Диснейленд» (копии памятников европейских столиц. – Прим. ред.). Потрясающий пример для всего мира, как не надо делать.
Власти Татарстана тоже признали, что Казань сильно пострадала в последние два десятилетия, когда был сильно «зачищен» исторический центр. Сейчас у нас пытаются создать программу по сохранению средовой застройки, чтобы сохранить здания, которые создают атмосферу.
- Что касается дворов многоэтажек, ощущение, что они часто делаются не для людей, а для автомобилей. Небольшим пятачком с качелями-горками обычно всё и ограничивается.
- К сожалению, эта картина типична для российских городов. На урбанистических форумах об этом постоянно говорят профессионалы, но чиновники и застройщики игнорируют общественное мнение.
- Казанцы сломали много копий, споря об эстетической ценности скульптур возле нового ЗАГСа, созданных Даши Намдаковым. Кто-то обожает их, а кому-то они не по душе.
- Мне эти скульптуры не нравятся. Было заявлено, что фантастические животные - «Хранительницы» - защищают Центр семьи «Казан», но у скульптора они превратились в агрессоров. Это пример конфликта между художественной задачей и её воплощением.
Для небогатого покупателя
- Несмотря на то что художников в Казани хватает, арт-рынок в нашем городе не сформировался, считают эксперты. Почему?
- У нас основная масса художников работает, не ориентируясь ни на глобальные, ни на отечественные тенденции в мире искусства. Многие, как в советские времена, рассчитывают на господдержку, что их работы купят минкультуры или музей ИЗО. Большая часть казанских художников производят ширпотреб для невзыскательного и небогатого покупателя. Такой параллельный мир, к искусству имеющий мало отношения. Усиливает это явление отток молодых интересных художников.
Выставка Лены Грызуновой «Антропоморфы». Фото: Из личного архива/ Гузель Файзрахманова
- А что скажете о современном искусстве?
- В Казани дают хорошее художественное образование, но - в академическом русле. А ведь мало поставить руку и научить технологии, важно, чтобы работы отражали процессы, характерные для современности. В очередной раз придётся сказать, что художественного сообщества, которое работает с актуальными темами современными средствами, пока нет. Есть попытки очень молодых художников и единиц из представителей старшего поколения, но о масштабной волне говорить не приходится.
Много ли шедевров в музеях?
- Казанские музеи устраивают много выставок, сотрудничают с крупнейшими музеями страны. Насколько ценны «привозные» экспонаты?
- С одной стороны, это позитивное явление – чем активнее культурная жизнь, тем образованнее станут жители нашего города. С другой стороны, надо понимать, что в Казань часто везут не первоклассные картины. За шедеврами придётся ехать в знаменитые музеи в Москву, Петербург и за рубеж.
- В культурной афише Казани в последнее время всё чаще появляются новые форматы. Взять тот же книжный фестиваль.
- Да, культурная пустота постепенно закрывается. Большой вклад внесло открытие центра «Смена». Сюда приезжают с лекциями известные российские искусствоведы и кураторы, с каждым годом приходит всё больше посетителей. Благодаря этому через несколько лет сформируется слой ценителей современного искусства. Ведь нужно иметь определённые знания, чтобы воспринимать это направление. А когда в регионе есть и производители, и потребители культуры, и ее интерпретаторы, работают авторитетные экспертные сообщества, художники заметны в масштабе России и мира.
Хорошо было бы открыть долгосрочные образовательные проекты, но для этого нужна существенная финансовая поддержка.
- В каком ещё направлении культурной Казани есть куда расти?
- В организации выставок. На ремонт зданий выделяют миллионы, и это, конечно, хорошо. Например, идёт реконструкция Галереи современного искусства, входящей в структуру музея ИЗО РТ. Но создать условия для экспонирования произведений недостаточно. Чиновникам, управляющим культурой, надо понимать, что организация выставок, их привоз требует значительных средств. А пока в Казани мы наблюдаем подход к организации выставок тот же, что и 40 лет назад. Хотя бывают и любопытные события, например, выставка «Гений века» в центре «Эрмитаж-Казань».

Значит, мы можем совершить прорыв и в этой области. Можем приглашать звёздных художников, превращая их приезд в событие, которое привлечёт сюда туристов. Серьёзно изменить пространство города - ведь не только парками живёт город! - например, обогатить его современными монументальными формами. У нас мало развита городская скульптура, а та, что есть, в основном выполнена в жанре соцреализма.
Инициатив много, и министерству культуры РТ нужно бороться с собственной инертностью, избавляться от провинциального подхода, поддерживать, а не игнорировать смелые начинания.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть