50 лет назад, 30 октября 1967 года, музей ИЗО распахнул своих двери для первых посетителей. Сегодня же он готовится принять на баланс ещё два архитектурных шедевра: это здание бывшей городского магистрата 1788 года и единственное сохранившееся в Казани строение XVII века - дом Михляева-Дряблова. Подробности «АиФ-Казань» рассказала в эксклюзивном интервью директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева.
Взрослым и детям
Вообще биографию ГМИИ РТ принято отсчитывать с 1895 года, когда в Казани открылся первый городской музей, основу которого в том числе составила уникальная коллекция известного собирателя Андрея Лихачёва. Созданная на её базе Картинная галерея Госмузея ТАССР приобрела статус музея в 1958-м.
Таким образом, ГМИИ РТ отметит в следующем году своё 60-летие. Лучшего подарка, чем новые здания, и не придумаешь! Ведь в фондах ГМИИ РТ хранятся около 26 тысяч произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства. Ежегодно музей проводит 90-100 выставок.
«Мы сидим на чемоданах, потому что идёт ремонт. Планы у нас большие», - говорит директор музея Розалия Нургалеева. По её словам, в состав музея ИЗО вольются два ценнейших архитектурных объекта. В здании бывшего магистрата на улице Баумана, 3, что по соседству с Никольским собором, разместится культурно-выставочный центр Русского музея, с которым ГМИИ РТ плодотворно сотрудничает с 2008 года.
А в доме Михляева-Дряблова музейщики готовятся открыть детский образовательный центр «Мастерская Мастера». Этот центр уже действует в стенах усадьбы и пользуется огромной популярностью. Розалия Нургалеева уверена, что с приходом музейного подразделения старинный квартал тысячелетней Казани оживёт по-настоящему, получив новое дыхание.
Сокровища музея ИЗО, которые обязательно стоит увидеть
Сокровища музея ИЗО, которые обязательно стоит увидеть
«Логично предположить, что место приобретёт большую привлекательность, - рассуждает она, - появятся мини-кофейни, небольшие магазинчики. Аура этого квартала неповторима, дышит историей, связана с пребыванием в Казани Петра I.
Идею проекта поддержала помощник президента РТ Олеся Балтусова, а президент РТ Рустам Минниханов выразил пожелание, чтобы в столь ценном здании открылось учреждение образовательного характера. Все интересы сошлись в этом проекте!»
Современная галерея
Ну, а пока здание Музея изобразительных искусств ожидает капитальный ремонт (впервые за полвека!), первые изменения уже коснулись Галереи современного искусства.
«Выделенными министерством культуры РТ средствами (чуть более 300 миллионов на особняк и галерею. - Прим. авт.) мы распорядимся расчётливо. Галерею мечтаем оборудовать по всем требованиям XXI века, упор сделаем не на внешние красоты, здесь я сторонник скандинавского минимализма, главное - «начинка»! То есть современнейшая техническая оснастка, включая климат-контроль, - рассказывает Р. Нургалеева. - Сюда вскоре после ремонта переедет наша коллекция авангарда, рядом с ней будут проходить выставки актуального искусства, перформансы, мастер-классы, лекции. В общем, раздолье для самовыражения. Я вам больше скажу, мы задумались о том, чтобы смотрители в ГСИ были из поколения Next. Нам и волонтёры из молодёжи потребуются! И Школу музейного блогера откроем!»
Уже идут переговоры с Русским музеем о выставках «Андрей Тарковский» и «Музей Людвига в Мраморном зале».
Любопытно
Любимый казанцами изящный особняк на пересечении современных улиц Муштари и
К. Маркса был возведён около 1906 года для командующего войсками Казанского военного округа.
По данным первого директора ГМИИ РТ Галины Могильниковой, строительство этого дворца обошлось в 200 тысяч рублей, включая обстановку на 50 тысяч. В 1907 году в особняке поселился генерал Сандецкий, последний командующий КВО, с тех пор дом и называют именем последнего владельца. Проходили здесь в те времена и приёмы, и балы.
После революции в здании располагались различные советские конторы, в том числе ЧК, милиция, санитарный музей, центральная школьная амбулатория, малярийный пункт, ночной санаторий.
Сорок лет, с 1924 по 1964 год, дворец использовался как противотуберкулёзная лечебница. После её закрытия особняк три года приводили в порядок санитарные службы и реставраторы.