Примерное время чтения: 4 минуты
1026

Как татарстанские ученые борются с холодами?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. АиФ-Татарстан 6 04/02/2014
Александр Фирсов / АиФ

Идея №1. «Умная» крыша. Создать кровельное покрытие, которое позволит решить проблему снежных заносов и наледи, Шамиль Бахтеев решил ещё в 9 классе. Теперь первокурсник КГЭУ готов воплотить замысел в жизнь.

«Умная» крыша состоит из блоков с датчиками, фиксирующими показатели температуры и влажности, – рассказывает он. – Датчик подаёт сигнал к включению системы, кровля нагревается и плавит снег. Талая вода течёт по стоку с нагревом, что не позволяет ей замёрзнуть. Далее она поступает в резервуар в подвале, где её очищают для дальнейшего использования. По моим расчётам, за зиму на очистку крыши типового 5-подъездного дома уходит до 270 тыс. руб. «Квадрат» умной крыши будет стоить 400 руб. (около 2 млн руб. на типовой дом), а зимнее обслуживание обойдётся в целом 40 тыс. руб. Я уже собрал тестовую модель, чтобы этой зимой испытать её на веранде частного дома».

Идея №2. Определитель льда. Устройство для борьбы с наледью на проводах линий электропередач разработал Юрий Писковацкий, доцент кафедры КГЭУ. Оно посылает в линию импульс, который идёт до подстанции и обратно. Вернувшийся сигнал фиксирует приёмник: если на проводах есть лёд, то увеличивается затухание сигнала и уменьшается скорость его распространения. По этим параметрам можно судить о длине и толщине ледяной корки. «С 2011 г. мы испытываем похожее устройство в Бугульминском районе, – отмечает разработчик. – Следующий этап – промышленный выпуск устройства, которое может обслуживать несколько линий электропередач с высокочастотной обработкой. Оно будет особенно актуально для электросетей в Башкирии и на юге РФ».

Идея №3. Чудо-сумка. Конструкцию для подогрева автомобильного аккумулятора зимой придумал Руслан Нуруллин, 8-классник из школы №58 Н. Челнов. Она напоминает сумку, в стенках которой есть нагревательные элементы, а также отражатели, которые «возвращают» тепло аккумулятора и не пускают холод снаружи. «Аккумулятор находится в сумке постоянно, но на ночь её нужно отключать от питания, – говорит юный изобретатель. – Теплопотеря сумки примерно 0,5 градуса в час, так что за ночь аккумулятор охладится примерно на 5 градусов. Включать обогрев в сумке нужно во время езды. Бывает, что днём вам нужно на час оставить машину, и за это время аккумулятор может охладиться. Если его температура упадёт до -5 градусов, то сумка поднимет её до +20 градусов. Её свойства я уже проверил на автомобиле отца».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах